В конце восьмидесятых, когда отменили цензуру, советские кинематографисты бросились снимать фильмы на темы, которые раньше было принято замалчивать. Причём зачастую краски намеренно сгущались, чтобы показать только негативные стороны прошлого и настоящего. И чуть ли не хорошим тоном стало разбавлять всю эту чернуху сомнительного свойства эротикой, которая тоже была в новинку для советского зрителя. А актёр и режиссёр Евгений Герасимов в 1989 году решил обратиться не к порокам современности, а к классике и занялся экранизацией Тургенева. В основу его красивой костюмной картины «Поездка в Висбаден» легла повесть «Вешние воды», а сценарий написал не кто-нибудь, а Алексей Баталов.
По словам самого Герасимова, идею снять ленту по произведению Тургеневу, своему любимому писателю, он вынашивал давно, да и сценарий Баталова появился несколькими годам ранее. Но режиссёр зрел и готовился к классическому материалу (и тем временем в 1987 году снял драму «Забавы молодых», и она-то как раз была вполне в духе эпохи). Ну а в 1989 он счёл, что накопил силы и принялся за работу над «Поездкой в Висбаден».
На главную мужскую роль Евгений Герасимов пригласил Сергея Жигунова. Он тогда был одной из главных советских кинозвёзд. Только-только вышел многосерийный фильм «Гардемарины, вперёд!», сделавший начинающего актёра знаменитостью. Возможно, отчасти именно на славу Жигунова и рассчитывал режиссёр: популярность Сергея могла сыграть на руку ленте.
А вот главную женскую роль, коварной соблазнительницы, порочно-притягательной замужней красавицы, склонной к адюльтерам, досталась Наталье Лапиной.
Наталья тоже была известной, в её активе тогда уже появились и «Жизнь Клима Самгина», и «Остров погибших кораблей», и «Руанская дева по прозвищу Пышка».
Роль её скромной соперницы, проигравшей бой за мужчину, Евгений Герасимов предложил актрисе Елене Сероповой, недавней выпускнице эстрадного отделения ГИТИСа. Елена снялась уже в ряде картин, но известности ей это не принесло. Зато она обрела армию поклонников в Венгрии после выхода венгерской ленты «Золотое время», где она сыграла главную героиню.
В одной из второстепенных ролей выступил Владимир Шевельков, коллега Сергея Жигунова по «Гардемаринам». Спустя три года они снова встретятся на одной съёмочной площадке в приключенческой истории «Сердца трёх», и там к ним присоединится и третий киношный гардемарин Дмитрий Харатьян.
Удивительно, но режиссёру удалось часть эпизодов снять в Австрии (хотя по сюжету действие происходит в Германии). Тем не менее Евгений Герасимов сумел организовать съёмки в Вене и небольшом городке Доренштайн, что, безусловно, добавило ленте атмосферности. Правда, потом, когда группа вернулась домой, начались сложности:
не хватало реквизита, было сложности с костюмами, массу сил пришлось приложить даже для поиска дилижанса, в котором герои путешествовали.
Тогда кинематографисты обратились к зарубежным коллегам, и откликнулась чехословацкая киностудия «Колиба», где и завершали съёмки.
Справедливости ради отмечу, что создатели «Поездки в Висбаден» всё-таки не избежали искушения и вставили в картину горячую сцену на сеновале с обнажённой натурой. Но молодые Сергей Жигунов и Наталья Лапина отыграли её достойно, и вряд ли эпизод можно назвать грязным.
Кстати, тургеневские «Вешние воды» экранизировали и прежде. В СССР выходил фильм-балет с Майей Плисецкой, а в 1968 году свою версию представил чешский режиссёр Вацлав Кршка, и многие сочли её чуть ли не эталонной. А почти параллельно с «Поездкой в Висбаден» сняли итало-франко-британский вариант с Настьсьей Кински в главной роли.
А вы при просмотре «Поездки в Висбаден» перенеслись во времена Тургенева?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296