Почти в центре поселка у нас старое кладбище. На нем запрещено хоронить. Но иногда находят лазейки, чтобы родственники покоились рядом.
Давно заброшенная старая могила, только бугорок. Смотритель кладбище за давностью лет позволил рыть новую могилку.
На глубине более метра лопаты стали ударяться о что-то твердое. Интерес и азарт. Что там спрятано?
Оказалось памятник из натурального камня.
Потрудиться пришлось долго. Вынимать из ямы тяжело.
Старый памятник представляет собой довольно стройный монумент в виде часовенки. Он выполнен из известняка, увенчан пирамидой с карнизами. Размеры – 130 х 50 х 50см.
Плита имеет искусные рельефные украшения. Я посещала музей «Горгипия» в Анапе и видела подобные вензиля. Но где Анапа и мы – Адыгея, Северный Кавказ, небольшой поселок? Это странное сапоставление…
На памятнике несколько разновременных надписей. Прослеживается древняя эпитафия, выполненной на греческом языке.
Это наводит на мысль, что привезли откуда-то уже готовый памятник. Возможно и из Анапы (или других мест). Для кого?
Но прочитать греческий текст невозможно. Поверх выбита надпись на русском языке.
На плоскости одной ниши выбита погребальная надпись «Здесь покоится прах Мурат Катерчоган. Родился... далее на месте даты ямка разрушения и проглядывает неуверенно – 1761 г. (?) затем – ... и скончался 1809 г. (?) (тоже не ясно, возможно 1869, так как русский поселок возник в 1862 г.).
Как будто кто-то специально «заштриховал» эти даты.
Цифры, которые неясно читаются, выглядят неестественными.
Имя и фамилия похожи на турецкие, но надпись выполнена в российской графике.
Как бы то ни было, надпись о кончине Катерчогана является результатом вторичного использования плиты.
На противоположной грани монумента просматривается сильно поврежденная эпитафия на греческом языке.
Видимо, когда хоронили Мурата, забили древнюю надпись и поставили этот памятник. С трудом прочитывается только одно имя «Одояостос».
На одной из граней процарапано довольно большое линейное изображение православного креста с косой второй перекладиной. Подобный крест, выбит на скале каменоломни на горе Физиабго 2.
Поскольку с Муратом Катерчоганом крест не очень вяжется, да и начертание его довольно архаичное, возникает мысль о связи креста с первичным захоронением Одояостоса.
В таком случае можно предположить могилу раннехристианского миссионера времени.
Мраморовидный известняк, из которого высечен монумент, не типичен для наших мест. Возможно, его привезли с Таманского полуострова, где подобных надгробий найдено немало.
Но когда и для кого привезли данный памятник. Возникает предположение, что это был либо богатый человек. Он мог позволить себе затраты на транспортировку тяжелого монумента.
Второе предположение. Это был знатный, глубоко почитаемый человек. Но памятник строили на века.
Кто из двоих - Одояостос или для Катерчоган? Их фамилии мы смогли прочитать.
Позвали археолога. Он исследовал этот памятник и сделал вывод, что это каменная стелла является объектом раннехристианского времени. Христианство проникло на Северный Кавказ в 8 – 10 веках. Это подтверждается археологическим материалом, найденным на юго-восточной окраине поселка Тульского.
Какова же дальнейшая история старого памятника?
Его отмыли, покрасили и поставили на том месте, где нашли. Местные власти поселка отнеслись к этому мудро: «Это наша история!»
Читайте также Из глубины веков
статья по теме Какие тайны скрывает кладбище
Подписывайтесь на мой канал "За горизонтом", читайте, ставьте лайки и путешествуйте вместе со мной.