Продолжение.
Легенда о чудесно спасшемся царевиче Димитрии возникла в народе в годы правления Бориса Годунова неслучайно.
Окончательное закрепощение крестьян в результате отмены права перехода от одного помещика к другому, усиление их эксплуатации помещиками, разорение, неурожаи и голод 1601-1603 гг. поставившие русское крестьянство на грань выживания, на фоне усиления власти боярства и "сильных людей", заставляли народные массы "ностальгировать" по временам правления царя Ивана Грозного.
Для большинства простых людей Иван Грозный был добрым царем, наказывавшим бояр за их "неправды" и публично объявлявшим их "вины" перед народом.
Середина XVI века, особенно 1550- 1560-е годы была на Руси периодом экономического подъема. Несмотря на "разорение" рубежа 70-80 годов, связанное с неудачным ходом Ливонской войны и разгулом царской "опричнины", в народе сохранилась о том времени добрая память.
Простые люди надеялись, что, если на престоле окажется сын и "законный наследник" доброго царя Ивана Грозного, их жизнь станет такой же хорошей и зажиточной, как в "старые времена".
Людей, распространявших слухе о чудесном спасении царевича Димитрия и законности его прав на русский престол, при царе Борисе Годунове ловили, били кнутом и ссылали в Сибирь, но карательные меры не помогали. Легенда укоренилась в сознании народа и никакими репрессивными мерами вытравить ее было уже невозможно...
Несомненно знал об этой легенде и Юрий (Юшка) Отрепьев, ставший после пострижения в монахи Григорием.
В Чудовом монастыре, который часто посещал сам патриарх Иов, чернец Григорий быстро оказался замечен и успешно "сделал карьеру"...
Он недолго оставался в келье своего деда. За свой красивый почерк и умение составлять жития святых и преподобных он был приближен к архимандриту Пафнутию, а еще через некоторое время даже "рукоположен в дьяконы"...
То, что другие монахи постигали всю жизнь, Отрепьев был способен освоить за несколько месяцев...
Позже молодой дьякон был включен в свиту патриарха Иова и стал вместе с патриархом появляться в царском дворце.
Именно там будущий претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни.
Позже, если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту донесли до царских ушей, и Борис приказывает сослать молодого дьякона в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл о нём.
Кем-то предупрежденный, Григорий на время скрывается из монастыря, но потом снова оказывается в Чудовом.
Непрочность положения заставили Григория задуматься о побеге.
В 1602 году, в Москве, Отрепьев встречает другого монаха, Варлаама Яцкого, и договаривается с ним, а также с третьим чернецом, Мисаилом Повадьиным, идти вместе на богомолье в Киев.
По сути это было бегство за границу.
Сам Варлаам в своем "Извете" пишет: «И шед мы за Москву-реку и наняли подводы до Болхова, а из Болхова до Карачева, и с Карачева до Новогородка Сиверского.». Из Новгорода-Северского Отрепьев с Варлаамом и Мисаилом добрался до Киева, принадлежавшего Речи Посполитой.
В Киево-Печерском монастыре, Григорий "разболевшись до смерти" признался игумену в своем якобы царском происхождении, после чего был с позором изгнан из монастыря.
Оставив от Мисаила в Киеве, Григорий и Варлаам попытались остановиться в Остроге, во владениях православного князя Василия Острожского, который, узнав с кем имеет дело, приказал "гнать их плетьми".
На какое-то время товарищи нашли временное прибежище в Гоще, принадлежавшей пану Гавриле Хойскому, в арианском Дерманском монастыре, среди радикальных догматиков-антитринитариев (отрицавших догмат о троичности бога).
Выйдя из Дерманского монастыря, Отрепьев уже в открытую скинул с себя церковное платье, став "расстригой".
Защиту и покровительство он получил только в имении крупного православного польско-литовского магната Адам Вишневецкого, Брачине. Пан Адам имел обширные владение в Заднепровье, по реке Сула.
У него были территориальные претензии к Русскому государству по вопросу прохождения границы и прав на владение городками Прилуки и Снетино.
Именно Адам Вишневецкий, преследовавший корыстные цели по расширению своих земель за счет соседнего государства и начал "раскручивать" самозванца Юшку Отрепьева в качестве якобы чудесно спасшегося царевича Димитрия...