"Около двух часов ночи на второе августа на восток от села Алтайского падал сильно светящийся огромный метеорит. К югу от Верхнего Уймона в прошлом году на вершине холма выбросило как бы взрывом камни и песок. Образовалась воронка.
Начата картина «Сосуд нерасплесканный». Самые синие, самые звонкие горы. Сама чистота, как на Фалюте. И несет он с горы сосуд свой.
«Кует кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах». Гроб Святогора на Сиверных горах. Сиверные горы – Сумыр, Субур, Сумбыр, Сибирь – Сумеру. Все тот же центр от четырех океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение ее приравнивается мировой горе Сумеру. Саин Галабын судур – «Сказание о добром веке»."
Рерих Николай Константинович. Алтай – Гималаи
Рассуждая о Рерихе и его музее в Верхнем Уймоне, который обязательно, надо посетить в предстоящем (я всё ещё надеюсь на это) путешествие к горе Белуха, захотелось порассуждать о Русской Шамбале - Беловодье, ведь именно через те места, где искали Беловодье старообрядцы, бегущие от засилия никонианцев, беглые каторжники, беглые же крепостные, горнозоводские крестьяне.
путь беглецов лежал мимо Белухи к рекам Уймон и Бухторма ведь по приданью пройдя от Москвы через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск добравшись до Уймона и Бухтормы через 44 дня пути через Китай дойдёшь до океана, в котором на семидесяти островах расположено Беловодье.
Двигаясь по бесконечному пути, бесконечные группы странников останавливались в долине Бухтормы и Уймонской степи...Бухторма, к слову, ещё не была частью Российской Империи
Расселяясь в окрестностях Бухтормы, постепенно обживал и берега Катуни, Аргута...а долину Бухтормы прозвали "Беловодьем". Смешиваясь с местным населением, беспоповцы и беглый люд роднился с местным населением, обязательно переводя невест в веру старообрядческую. Там же, в бухторминской долине сложилась этнографическая группа - Бухторминские каменщики...правда "каменщики" от слова - камень- гора (Урал-Камень и т.п...) Жили бухторминцы более-менее зажиточно, не пили, не курили, семьи были большие и работящие.
Будучи согнанными с родных местцерковным расколом, эти люди верили что есть на земле место где есть высшая справедливость и нет власти Антихриста, в лице церковной и светской власти.
"В Беловодье нет воровства и других преступлений, нет светского суда, а управляют всем народ и духовные власти. Тех, кто приходит в таинственную страну из России и обещает остаться навсегда, принимают и заново крестят.
А климат в этой стране суров: там бывают и морозы, и сильные грозы, и землетрясения. Несмотря на это, на земле Беловодья хорошо растут злаковые, а также плодовые деревья и кустарники" говорилось в древнем писании. Спасающиеся от гонения, верующие, сильные духом люди, смело идущие в костёр, но не предающие веру, думаю верили в то что не может такого быть, что бы не нашлось места на земле, где бы они нашли покой...
Николай Рерих, путешествуя по Алтаю, считал что легенда о Беловодье - это смешение старообрядческих легенд с буддистскими легендами о Шамбале
В 1791 году, Бухторминский край был принят в состав Российской империи. Бухторминцы были освобождены от уплаты многих податей, рекрутчины, горнозоводских работ...
Неоднократно я видел, как бурные алтайские реки несут свои белёсые, от растворённого известняка, воды...И ведь действительно, там, в дали от царя, властей, на берегах беловодных рек, посреди бескрайних гор, покрытых тайгой, можно найти уединение. Очистить мысли, навести порядок и в голове и в сердце...
не знаю, скольким странникам, идущим через Алтай, удалось добраться до мистического Беловодья, реальное же Беловодье, дающее покой, находится там, в горах Алтая...особенно это чувство усиливается при включении диска (преобретённого на развале у Чемальской ГЭС) с этномузыкой Доброславы...есть там, в торговых рядах, дядька в льняной рубахе - торгует дисками))))
за те 5-6 дней, что мы можем себе позволить, проводимых на Алтае (можете поумничать, некоторые умные граждане, что Алтай - это Край, а республика - это Горный) происходит насыщение души ярким светом. И думаю дело тут не только в восхитительной природе, необычайно чистом, перенасыщенном кислородом воздухе, ледяной воде горных рек, дело в самом месте, дающем заряд энергии...
"Приветлива Катунь. Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зеленые травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чье сердце убоялось суровой мощи и красоты?
Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород.
А за Белухой покажется милый сердцу хребет Куэнь-Луня, а за ним – «Гора божественной владычицы», и «Пять сокровищ снегов», и сама «Владычица белых снегов», и все писанное и неписанное, все сказанное и несказанное.
«Между Иртышом и Аргунью, через Кокуши, через Богогорше, по самому Ергору едет всадник»…
Рерих Николай Константинович. Алтай – Гималаи