Эта часть, как и первая, имеет лишь косвенное отношение к музыке. Путём описанных ниже попыток заработать деньги, я собирался одну за другой осуществлять свои мечты - купить электрогитару, усилитель, колонки, примочки, а, прежде всего, магнитофон или что-нибудь, вроде этого. В ходе моей предпринимательской деятельность, возникали конфликты.
Да, разногласия, время от времени, возникали. Но, надо понимать, что подавляющее большинство участников конфликтов, по сути, были воспитаны в условиях социализма, поэтому, общечеловеческие ценности для них были, всё же, важнее фундаментальных ценностей капитализма. По сути, это были "беззубые" капиталисты. С другой стороны, законов для зарождающегося капитализма не было, а те, что были - не соблюдались. Поэтому появлялись и жёсткие методы борьбы с конкурентами.
В "нашем" переходе особо жёстких методов не было. Тем не менее... Кроме газет, я продавал, календарики в виде стодолларовой купюры. И порой, мог возникнуть вот такой диалог:
- По чём?
- Пять
- За сотню, или за доллар???
- За календарик )
А иногда их выхватывали из рук и убегали. Пробежав пару метров, злодеи, обнаружив свою недальновидность, выбрасывали мои календарики, предварительно лишив их товарного вида.
Вспоминается ещё один случай: стою я метрах в 10 от выхода, и, вдруг, вижу, что мимо меня проходит мужчина со свежим номером "Частной жизни". Что-то подсказывало мне, что он только что её приобрёл. Иду к выходу, и вижу, что моих лет пацан стоит с такими же газетами, как у меня. Подхожу, поясняю, что здесь уже есть один продавец этих газет, что торговля и так не очень хорошая, что переходов на этой станции метро два. Результат нулевой. В ответ слышу резонный, в общем-то, вопрос, плачу ли я за место, и тому подобные возражения. Удаляюсь, с обещаниями вернуться "с братвой".
Однако, никакой братвы не существовало. Мне оставалось либо бездействовать, и смириться с существованием постоянного конкурента, либо что-то предпринять. Предприниматель принял решение. Мимо проходили, подходящие для решения подобных вопросов, гопнического вида, трое ребят лет 19..20. Собрав всю свою волю в кулак, (один!!!) останавливаю их, и предлагаю сделку: я им отдаю свою дневную выручку, а они решают мою проблему, по возможности, навсегда.
Ребята подошли, пообщались, проводили моего конкурента мимо меня, сказали что-то вроде "ступай, родимый" и остановились возле меня. Конкурент всё правильно понял и больше не появлялся в "моём" переходе. Ребята получили обещанные деньги и, к моему счастью, тоже больше там не появлялись. Обычно всё происходило ровно наоборот: знакомились, предлагали регулярную охрану за регулярные взносы, а потом приходили только за взносами. В случае проблем (наездов со стороны других гопников), звать их на помощь смысла не было.
Однажды меня "прикрыл" проходящий мимо сотрудник "из органов", как раз во время "наезда" на меня. Я до сих пор не знаю, была ли это попытка "поставить меня на бабки" на регулярной основе, или это был разовый "развод". Наехавший уже перешёл на повышенные тона и готов был пустить в ход руки, когда ему их заломал мужчина в гражданском, предъявил ему свою "корочку" и увёл в неизвестном направлении. От неожиданности и волнения я даже не успел его поблагодарить.
Я не помню цен и курса валют в тот период. Всё менялось буквально каждый день, заработанное сегодня - завтра теряло часть своей ценности.
Ежедневно я заходил в магазин «Досуг», где я присмотрел себе чудо советской музыкальной техники, симбиоз магнитофона и проигрывателя виниловых пластинок, этакий музыкальный центр.
Однако день ото дня я становился всё мрачнее – дело продвигалось очень медленно - приходилось расширять ассортимент, "бизнес" затягивал меня, свободных денег было мало и бросить его я уже не мог. Моя мама заметила моё настроение, и спросила прямо: «Что случилось?». Когда я пояснил суть проблемы, она решила отдать все свои сбережения, и купить мне мою мечту. Слова «все свои сбережения» я применяю не случайно. В то время, когда деньги обесценивались ежеминутно, многие столкнулись с ситуацией, когда деньги, накапливаемые в стабильной валюте, в стабильной стране, быстро превратились в ничто.
Кстати, от покупки «комбодевайса» меня отговорили в пользу обычного проигрывателя. Из плюсов – у него был встроенный мощный усилитель и пара отличных колонок в придачу. Когда я смотрел на маму, которая пересчитывала обесцененные советские деньги, мне хотелось заплакать. Я прямо кожей ощущал, что она расстаётся с результатами нескольких лет труда. Это был не последний раз, когда решала мои "задачки".
Впрочем, когда я включил дома пластинку «Кино», мама похвалила качество звука. Видимо, не захотела показывать своё огорчение.
Однако, магнитофон мне был всё ещё нужен.