Странное существо человек: не поймешь, чего больше боится – умереть или быть похороненным как попало. Вот и состоятельные граждане дореволюционной Самары тоже старались еще при жизни организовать себе позитивное посмертие.
Славно, когда есть семейный склеп, где лежат бок о бок твои предки, и тебя в свое время положат рядышком. А над склепом - уютная часовенка, там добрые люди могут о тебе вспомнить и помолиться о твоей душе. Чего еще желать! Ну и, конечно, кладбище должно быть не у чёрта на куличиках, а совсем недалеко и в приятном месте, чтобы почаще заходили родные и близкие.
Для самарцев с середины XIX века до установления советской власти таким местом был Иверский женский монастырь. На старом фото прямо за монастырской стеной отчетливо видны как минимум две часовни.
Это - на нижнем кладбище. А на верхнем купцы Кириловы такую основательную часовню отгрохали, что в 1920-е годы, когда начали закрывать монастырские церкви, эту часовню освятили, и стала она называться Казанским храмом.
Впрочем, и новоявленный храм, и верхнее кладбище, и возвышающееся над ними огромное здание Сретенского собора – всё это было снесено в 1930-м году. А на освободившемся месте и вокруг него в 1939-м построили три жилых дома для тогдашней элиты. Оба кладбища я изобразил на помещенной ниже карте красной линией. Синей обвел нынешнюю территорию монастыря.
Конечно, похоронить там могли не каждого. На верхнем кладбище хоронили священнослужителей. Мирянин получал такое право за 1000-2000 рублей по ценам конца XIX века. Нижнее предназначалось для монашек, а мирянина могли там похоронить, заплатив монастырю 250-500 рублей. Суммы немалые, сравнимые с ценами на недвижимость в Самаре тех времен.
А новая часть некрополя, устроенная здесь в процессе возрождения монастыря уже в нашем веке, невелика и больше похожа на выставку каменных садовых украшений, чем на кладбище, хотя стоят там настоящие надгробия, найденные в ходе археологических раскопок. Там же покоятся перезахороненные останки граждан дореволюционной Самары, найденные при раскопках. Получается что-то среднее между братской могилой и музеем под открытым небом.
У монастыря, похоже, не было планов расширять некрополь. Но во время создания террасы в южной части территории рабочие наткнулись на кирпичную кладку. Пришлось пригласить археологов. Раскопки шли с 2006 по 2008 год. Под землей найдено несколько десятков склепов. Несмотря на то, что в склепах явно уже побывали копатели, были сделаны интересные находки: икона Божией Матери, золотые кресты, образки, фрагменты керамики.
В итоге воссоздавать старое кладбище не стали. Завершили строительство подпорной стены. Найденным надгробиям выделили небольшой участок, перезахоронили останки и поставили каменный крест с указанием числа похороненных. Бывшее кладбище теперь местами покрыто асфальтом, местами – газоном.
А на смену нужникам, устроенным на могилах в советское время, пришел современный цивилизованный туалет.
Что касается старой части некрополя с надгробием Петра Алабина, то она производит более приятное впечатление и заслуживает отдельного рассказа.
Спасибо, что дочитали!
Читать продолжение
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки по улице Фрунзе – здесь.
Если текст понравился, не сдерживайте себя, поставьте лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ о падающих зданиях Самары.
Ваш Андрей Макаров