Найти в Дзене
ТыжИсторик

Генрих VIII. Дамский угодник vs чревоугодник

Автор: Анна.

Генрих VIII любил драться (по-средневековскому – турниры), женщин и власть. Каждую свою страсть он доводил до предела, чем и был славен. Но больше всего он любил пироги. Пироги с яблоками, пироги с грушами, пироги с клубникой, пироги с инжиром, а особенно – со спелыми сливами. "Что бы ты выбрал, Генрих? Безграничную власть или бескрайний пирог?", - нашептывал ему внутренний голос. И, честное слово, каждый раз Генрих с минуту раздумывал.

Экспозиция в Хэмптон-Корт, посвященная принципам питания Генриха VIII
Экспозиция в Хэмптон-Корт, посвященная принципам питания Генриха VIII

Вообще, питание представителей династии Тюдоров нельзя назвать правильным с точки зрения доказательной медицины, а самого Генриха VIII не грех было бы разместить на флаерах клиник для похудения в рубрике "до" или в газете "Здоровье" в разделе: "Мой путь к диабету 2-го типа". В бывшей резиденции Генриха VIII Хэмптон-Корт, полученной в дар от кардинала Томаса Уолси, можно взглянуть на кухню монарха, масштабы которой дают представление об аппетите прожорливого короля. Тут вам и отдельное помещение для варки супов, и шесть каминов для приготовления мяса на открытом огне, и просторные помещения для хранения специй.

Тюдоры "кушали" дорого-богато, вгоняя в хронику имеющиеся болячки и приобретая новые. Пищей знати было мясо. Кто позажиточней - добавляли в рацион выпечку и сахар в чистом виде и заливали белково-углеводный коктейль литрами эля и кислятиной местного производства, которую язык не поворачивался назвать вином (а не надо было воевать с Францией – поставщиком отменных вин). Свежие фрукты и овощи считались уделом бедноты, аристократы же отращивали бока, теряли зубы и получали вялотекущую форму цинги.

Генрих VIII следовал традициям семьи и даже несколько их приумножил, доведя чревоугодие до крайней точки. На завтрак он мог съесть шесть пирогов, остальные приёмы пищи проходили не по расписанию, а по зову генрихового желудка, а тот, бывало, звал и по дюжине раз на день.

Генрих VIII был эстетом и всё делал красиво. Ну кто не рыдал в подушку, узнавая о величайшей любви короля к Анне Болейн? Ради неё английский монарх нанес оскорбление папе Римскому, бросил в него Актом о супрематии и узаконил отношения с фрейлиной. А под шумок пополнил пустую казну, отжав с горкой монастырское имущество и церковные ценности. Монахов изрядно повешал, да и Болейн вскорости казнил. Ну красиво же!

Из открытых источников
Из открытых источников

Во вкушении яств Генрих придерживался тех же принципов и любил пищу глазами не меньше, чем иными органами. Мясо для него покрывали позолотой, в запеченные птичьи тушки втыкали перья, сливочное масло монарху подавали в форме лебедей, а из сдобного теста возводили немыслимые башни. Хотя… почему "для него"? Традиция творить готический ангст из продуктов питания пошла еще от Плантагенетов. Из сборника английских рецептов The Forme of Cury, составленного, предположительно, поваром Ричарда II, мы можем узнать о предпочтениях в еде английской знати. А знать предпочитала форму содержанию и была готова кисленько жевать волокнистого павлина, лишь бы он был подан в собственном оперении, с золоченным клювом, в короне и на золотом блюде.

Генрих VIII был большим романтиком. В минуты досуга в вечерних сумерках он прогуливался по Хэмптон-Кортскому парку и мурлыкал себе под нос:

Я для тебя дышал и жил,
Тебе по капле отдал кровь.
Свою я душу заложил,
Чтоб заслужить твою любовь… ("Зелёные рукава" - английская фольклорная песня в переводе Заходера)

Потом топал к придворному повару и с юношеским задором подстрекал: "Повар, а, повар, а давай Аньке в пирог живую лягушку засунем?". И ведь засовывал. Только не вздумайте козырять этими сведениями в приличном обществе. Авторство "Зеленых рукавов", приписываемое Генриху, не более, чем миф. А вот про лягушку, может, и правда. По крайней мере, опровергнуть сей "факт" невозможно. Про лягушек в пирогах Тюдоров можете рассказывать на серьезных щах.

Что же в итоге? Вряд ли Генрих VIII за кружкой поганого эля жаловался когда-либо Чарльзу Брэндону: "От женщин всё зло в этом мире". С женщинами он справлялся доступным правителю способом, заполняя сердечные пустоты новыми симпатиями. А вот еда его в итоге доконала. Ожирение, диабет, частичная обездвиженность и отказ почек.

Но зато Генрих никогда и ни в чем себе не отказывал и, вероятнее всего, не испытывал тех сплиновых дум относительно упущенных возможностей, что посещают на закате жизни.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет короля Генриха VIII
Ганс Гольбейн Младший. Портрет короля Генриха VIII

На тему женщин Генриха VIII (и не только его) попадается множество презабавного видео)

Лайк и подписка на канал окрыляют одного Тыжисторика)

ЧИТАЙТЕ также:

"Веселый король" знает толк в развлечениях