Найти тему
Свежая финская пресса

Путешествие в советское прошлое: финский журналист о своих впечатлениях от Дальнего Востока России

Оглавление

В этом году у меня был особенный отпуск. Я отправился на российский Дальний Восток, на Камчатку. Вулканические пейзажи восхищают своей красотой, чего нельзя сказать о столице региона – Петропавловске-Камчатском, - пишет корреспондент Yle Эркка Микконен, известный своими неоднозначными репортажами о России.

Эркка Микконен. Фото: Karoliina Simoinen / Yle
Эркка Микконен. Фото: Karoliina Simoinen / Yle

Yle, 14.08.2020. Erkka Mikkonen

Наш город – уродливый и мрачный, - словно извиняясь, говорили мне таксисты.

Жизнь на Камчатке десятилетиями продолжается в условиях разваливающейся советской инфраструктуры.

Повидавшие виды панельные дома Петропавловска увешаны кричащей рекламой. Она говорит о том, о чём в сущности мечтает каждый житель города: квартира в Москве или Санкт-Петербурге – естественная цель.

Люди хотят уехать отсюда.

Административный центр Камчатки – один из наиболее быстро пустеющих российских городов. За 25 лет население Петропавловска сократилось на треть, и отток населения в последние годы вновь усилился. Стремлению уехать способствует растущая стоимость жизни.

Вместе с тем Камчатка – один из самых коррумпированных регионов России.

Жители Петропавловска привыкли к чиновникам, назначаемым из Москвы, и их пустым обещаниям. Мэры и губернаторы из Единой России уходят в отставку из-за коррупции, а вновь прибывшие возвращаются на материк, как здесь называют остальную Россию.

Нынешний глава региона Владимир Солодов тоже понимает, что местные не доверяют присланным господам.

Солодов готовится к сентябрьским губернаторским выборам и в своей предвыборной рекламе говорит, что понимает, что терпение жителей Камчатки находится на пределе. Вместо слов он обещает дела, с помощью которых Камчатка превратится в «жемчужину Дальнего Востока».

Во главе отдалённого региона Владимир Солодов оказался обычным для современной России образом.

Владимир Путин назначил его врио губернатора после того, как предыдущий губернатор ушёл в отставку на фоне скандала.

Теперь Солодов пытается убедить местных жителей в том, чтобы его избрали на выборах. О его искренней привязанности к региону, по его мнению, говорит тот факт, что впоследствии его семья тоже собирается перебраться на Камчатку.

Из-за плохой репутации ЕР и её ослабевающей поддержки Солодов зарегистрировался на выборы в качестве независимого кандидата. На самом же деле на его избрание работает вся партийная машина.

На Камчатке не сомневаются, что победа поддерживаемого Кремлём Солодова на выборах обеспечена.

Однако у представителей партии власти возникают трудности в некоторых других регионах. Кремль не всегда может провести своего кандидата, зато может ограничить доступ на выборы его оппонентам, а также различными способами манипулировать голосованием.

Так, подобное произошло 2 года назад в Хабаровске, когда кандидат от ЛДПР Сергей Фургал неожиданно победил кандидата, поддерживаемого Москвой, в результате протестного голосования – люди были недовольны слабым экономическим и социальным развитием региона.

Этим летом Кремль пресытился Фургалом, которого называли народным губернатором. В Москве его популярность сочли угрозой для всей жёстко выстроенной в России системы.

В начале июля Фургала демонстративно обвинили в преступлениях 15-летней давности. После этого жители Хабаровска вышли на улицы в поддержку своего руководителя. Люди в ярости от того, как власти повели себя в отношении губернаотра, которого они избрали. Они требуют, чтобы расследование проводилось в Хабаровске, а не в Москве.

Многотысячные митинги продолжаются и сейчас, в соседних регионах в их поддержку тоже организуются акции. Гражданское движение в Хабаровске называют наиболее широким и крепким протестным движением за последние 20 лет.

В 2000 годы Путин укрепил централизованную систему власти в России. Власть и ресурсы сосредоточены в Москве, в то время как остальная страна, растянувшаяся на 11 часовых поясов, приходит в упадок. На жёстком подчинении регионов Кремлю выстроено всё правление Путина.

Русские часто говорят о том, что Москва – совершенно другая страна по сравнению с Россией. Для москвичей поездка за пределы столицы зачастую представляется путешествием в прошлый век.

Камчатка, отрезанная от «материка», даже по российским меркам регион отдалённый, однако о настроениях её жителей в связи с тем, что центральная власть его забросила, известно большинству жителей России.

До развала СССР Камчатка оставалась хорошо охраняемой территорией военных, куда нельзя было попасть без специального разрешения. Появившийся здесь несколько лет назад стабильный интернет позволил местным жителям, наконец, увидеть нынешнее печальное положение своего региона.

Похожее ощущение подавленности и неудовлетворённости бурлит подспудно практически во всех регионах, подчинённых Москве. Как показал этим летом Хабаровск, для того, чтобы это вырвалось наружу, нужен подходящий повод.

И всё же дом остаётся домом, каким бы он ни был.

Такого мнения придерживается и 18-летний Вадим из Петропавловска, с которым я пообщался. Молодой студент рассказывает, что устал от того, что все кругом хотят оставить бесперспективный полуостров и уехать в Москву или Питер. Впрочем, и сам Вадим хочет уехать – но в Австралию.

Читайте также:

Это лето как начало конца для Лукашенко – Хельсингин Саномат

На фото британских добровольцев Зимней войны обнаружился актёр Кристофер Ли

Подписывайтесь и читайте новости Финляндии на русском!