Найти тему

«Цирк – это искусство для всей семьи»

Цирк в Автово
Цирк в Автово

Много ли жителей нашего города знают, что было на месте Российской Национальной библиотеки до того, как ее построили? Если сейчас здесь учатся и проводят исследования, то раньше преимущественно развлекались. И речь не о каком-либо фестивале или празднике. В начале 1980-х тут каждое лето сооружали цирк-шапито «Маяк». Сегодня его преемником считают цирк в «Автово», которому 15 августа исполнится 25 лет. Наш корреспондент выяснила, что общего он имеет со своим предшественником, как для цирка впервые в стране удалось возвести стационарное шапито, почему детей нельзя назвать его главной аудиторией и какие изменения его ждут в ближайшие годы.

История цирка в «Автово» берет свое начало в 1985 году, когда у парка Победы начали строить Российскую Национальную библиотеку, и для шапито было выбрано место в Кировском районе. На разработку проекта нового цирка и его воплощение ушли десять лет. От прежней концепции передвижного шатра отказались, поставив цель сделать цирк стационарным. Это бы позволило проводить представления в любое время года. В то же время предполагалось, что цирк останется шапито. Во-первых, его строительство должно было обойтись дешевле и закончиться быстрее, чем в случае обычного цирка. Во-вторых, возвести шапито точно не помешало бы проходящее под его территорией метро. Проект доверили зарекомендовавшей себя на рынке французской компании «Люсьен-Вальтер», строящей конструкции, в которых соединяются металл и тканевые материалы.

– В итоге появилось уникальное здание цирка. Это шапито, но его купол, в отличие от временных шатров, не поддерживается дополнительными опорами, которые бы ухудшили видимость арены для зрителей, – рассказал главный администратор цирка Вадим Иванов.

15 августа 1995 года цирк в «Автово» распахнул свои двери.

Цирк быстро завоевал популярность у жителей Петербурга. Несмотря на формат шапито, цирк мог показывать практически все те же программы, что и обычные стационарные, и не имел тех многочисленных ограничений, которые свойственны передвижным шатрам. Поэтому здесь выступило немало известных российских коллективов, которые за 15 первых лет жизни цирка представили тут несколько десятков ярких шоу.

Так продолжалось до конца 2010 года, когда в цирке из-за короткого замыкания произошел пожар. Он начался в кирпичной пристройке к главному зданию, где жили мелкие животные. К сожалению, ни одно из них спасти не удалось. Тем не менее, возгорание вовремя ликвидировали, и огонь не затронул арену и зрительный зал. После происшествия цирк не смог продолжить работу. Его восстановление заняло почти четыре года и завершилось лишь в сентябре 2014-го. В последние дни ремонта к процессу присоединился коллектив Тамерлана Нугзарова, благодаря которому цирк вернулся к работе в установленный срок. Этот эпизод истории цирка сотрудники вспоминают с особым теплом. Представления артистов Нугзарова и открыли первый сезон после пожара.

В 2015 году цирк, находящийся до этого в ведении Санкт-Петербурга, вошел в состав «Росгосцирка». Сегодня компании принадлежат почти все цирки России, и именно здесь для них формируется расписание представлений.

В цирке отмечают, что программы имеют разную популярность у публики, но в целом интерес к цирковому искусству не угасает. Однако сегодня у цирков появляются серьезные конкуренты. По словам гендиректора «Росгосцирка» Владимира Шемякина, главными из них можно назвать торговые центры, в которых предлагается множество развлечений и где часто проводят выходные семьи с детьми.

Последних цирк в «Автово» своей основной целевой аудиторией не считает. Здесь не согласны с тем, что цирковые представления предназначены лишь для детей:

– Нашей аудиторией были и остаются семьи. Я бы не сказал, что это дети, так как нередко на наши представления приходят компании, состоящие из одних взрослых, – поделился Вадим Иванов, – Это тренд, который мы активно поддерживаем: цирк – искусство для всей семьи.

Векторы дальнейшего развития цирка в «Автово», как и всех, входящих в «Росгосцирк», задаются его руководством. Владимир Шемякин, в прошлом году занявший пост гендиректора компании, в интервью «Комсомольской правде» заявил, что намерен существенно изменить подход к созданию шоу, сделав уклон на режиссуру и коллаборацию разных видов искусства. Современному зрителю, считает Шемякин, недостаточно просто набора цирковых номеров: необходим сюжет, а на арене должны быть и певцы, и спортсмены. От животных цирки отказываться не будут: по мнению нового генерального директора, медведи и львы все еще притягивают зрителей, а представления с участием животных продаются гораздо лучше, чем без них. В другом интервью на радио «Эхо Москвы» Шемякин сказал, что планирует также преобразовать сервис в цирках, заменив вредную еду и фаст-фуды на более полезную. Кроме того, предполагается выпустить брендированную продукцию, различные сувениры с символикой «Росгорцирка», которые будут продаваться во всех цирках страны. По всей видимости, эти трансформации коснутся и шапито в «Автово».

Но пока это далекие планы, в ближайших же – возвращение к работе после долгого перерыва. Событием, с которого начинается посткоронавирусная жизнь цирка, стала организованная 31 июля 2020 года «Росгосцирком» акция к 90-летию Олега Попова. Она получила название «Луч солнца» в честь знаменитой репризы клоуна и объединила цирки по всей России, в ней также приняли участие цирковые учреждения Германии, Италии, Франции и США. Подобно тому, как это было сделано в оригинальном номере, луч света, то скользящий по арене, то попадающий в руки артистов, «передавался» из цирка в цирк. Как проходило путешествие луча, можно посмотреть в ролике, подготовленном пресс-службой «Росгосцирка».

А пока сотрудники с нетерпением ждут, когда цирк сможет начать полноценную работу и вновь встретиться со зрителями. С ними и состоится празднование его 25-летия.

Анна Знаменская