С чего начать
Цветочный бизнес можно назвать одним из самых прибыльных в среднем сегменте, если его правильно организовать и разбираться в его нюансах. Малый бизнес не принесёт больших доходов, но станет хорошей стартовой площадкой для последующего расширения. С другой стороны, он может принести убытки. Чтобы начать зарабатывать хорошие деньги и не потерять вложенные, разберёмся в вопросе, как открыть цветочный магазин с нуля и успешно вести дело. Для начала определимся с масштабами будущего торгового предприятия. Это может быть:
- салон или магазин средней площади 60-80 кв. метров;
- маленькая точка на улице под навесом или киоск 8-20 кв. м;
- отдел в торговом или развлекательном центре 10-25 кв. м.
При свободе в средствах лучше инвестировать их сразу в магазин, поскольку при правильном расположении он принесёт более 100 000 рублей в месяц, тогда как небольшая торговая точка даст не более 50 000 рублей. Дело здесь не в количестве продаваемого благоухающего товара, а в статусе салона, ассортименте и ценах.
Киоск или уличная точка ориентируются на срезанные цветы, собранные в букеты. Цветочный магазин может предоставить покупателю, кроме свежесрезанных цветов, флористические композиции, собирание букетов на заказ, украшение помещений, проведение мастер-классов, выставок, конкурсов, предлагать попутно дизайнерские украшения для интерьеров, продавать комнатные растения. Кроме того, богатые клиенты, интересующиеся дорогой продукцией, никогда не пойдут в киоск или палатку, а направятся прямиком в салон. Таким образом, наиболее выгодным делом будет открыть цветочный магазин, а не киоск.
Объем инвестиций
Решив открыть салон цветов, нужно взвесить свои финансовые возможности. Экономить на оборудовании не стоит, можно сократить расходы по закупке товаров, предпочитая ходовые, не экзотические варианты. Помогут снизить затраты прямые договора с компаниями, занимающимися выращиванием цветов в питомниках, оранжереях. Импортные цветы первое время лучше не закупать, если вы не уверены в высокой проходимости выбранного места. Позже можно будет наладить поставки из Голландии — основной цветочной империи. Первоначальные инвестиции будут следующими:
- Аренда помещения — 80 000 рублей.
- Ремонт и обустройство — 200 000 рублей.
- Оборудование — 150 000 рублей.
- Оформление документов — 10 000 рублей.
- Кассовый аппарат — 20 000 рублей.
- Цветы и попутные товары — 230 000 рублей.
- Реклама и вывеска — 70 000 рублей.
Итого: 760 000 рублей.
Вложения в небольшой киоск составит 30% от этой суммы. Точка в ТЦ или РЦ обойдётся в 200-250 тысяч рублей. Если помещение для бутика планируется купить, первоначальные вложения будут намного значительней.
Пошаговая инструкция
Решив открыть цветочный магазин, необходимо присмотреть подходящее место и тщательно изучить сферу своей будущей деятельности: ходовой товар, поставщиков, сроки и условия существования живого товара, наличие конкурентов и их ассортимент. Близкое соседство конкурентов будет невыгодно, а вот поучится у них стоит. Новый магазин с салоном аналогичного направления должны разделять с вашим минимум 2 квартала. Однако, заглянув к ним, можно увидеть и определить не только стоимость товаров, но и свою будущую аудиторию. Если павильон изобилует дорогостоящими предложениями, а конкуренты не сидят без дела, значит спрос в этом районе именно на дорогой, премиальный товар.
Ремонт и отделка помещения
Разобравшись с местом, поставщиками, конкуренцией, можно приступать к поиску подходящего помещения и оформлению своего бизнеса. Если есть финансовая возможность, магазин или торговую площадку лучше приобрести в собственность, не опасаясь, что арендатор передумает и попросит освободить помещение. Аренда — вариант для более бюджетной раскрутки. В любом случае внутри, а иногда и снаружи магазина нужно будет провести косметический ремонт.
Заметим, что простота интерьера при ориентире на премиальный сегмент испортит первое впечатление богатых клиентов, которые туда войдут. Даже торгуя средне ценовым и дешёвым товаром, необходимо поддержать дух красоты и художественности. Тогда и не первой свежести простенький цветочный товар будет восприниматься покупателем, как вполне приемлемый для среднего класса. Не брезгуйте архитектурным декором, стеклом, зеркалами, крупными люстрами, светильниками, подсветкой. В связи с необходимостью поддерживать определённую температуру для хорошего самочувствия растений стоит предусмотреть систему климат-контроля.
Оборудование для цветочного магазина
- Стеллажи, витрины.
- Подставки, полки, стойки.
- Рабочие столы, прилавки.
- Вёдра, контейнеры, вазы.
- Световые короба, подсветка.
- Холодильное оборудование.
- Инструменты для срезки стеблей.
Подбор ассортимента
В начале покупать редкие и незнакомые цветы не рекомендуется, лучше это делать потом, когда цветочный бизнес встанет на ноги и наработает клиентскую базу. Даже если вы в последствии собираетесь торговать Цветущими пальмами, Куссониями и Олеандрами, начать лучше с самых ходовых, к которым относятся:
- розы,
- гвоздики,
- лилии,
- хризантемы,
- садовые ромашки,
- орхидеи,
- гиацинты,
- каллы,
- ирисы.
Для декорирования флористических композиций и букетов желательно иметь запас папоротника, Амбреллы, Аспарагуса, Нефролеписа или других декоративных дополнений для добавления в букеты. Зимой к месту придутся лапы хвойных растений. Они позволят создать великолепные новогодние сочетания. Добавим к этому фольгу, упаковочную плёнку, ленты, корзиночки, ящички, горшки, кашпо, вазы и прочую атрибутику, необходимую для упаковки, содержания и демонстрации цветов. В качестве поставщиков выбирают отечественных и импортных производителей. Это во многом отразится на стоимости и ассортименте.
Найм персонала
В бутик потребуется минимум 2 продавца, работающих посменно, флорист и администратор. Нужно будет нанять уборщицу. В качестве администратора предприниматель первое время может выступать и сам. Его обязанности в основном будут заключаться в приёме заявок лично, по телефону или через сайт, если таковой будет. Оплата продавцов составит 15-20 тысяч рублей в месяц. Эксперты рекомендуют ставить работникам минимальный оклад и назначать процент с выручки. Это поможет максимально заинтересовать персонал в реализации товара.
Уборщице платят — 5-7 тысяч в месяц, она может быть приходящей. Многие отправляют персонал на специальные курсы по дизайну и флористике, которые обойдутся от 10 до 40 тысяч рублей. Флориста в первые месяцы работы можно не нанимать, поскольку его услуги довольно дорогие. Позже можно или нанять отдельного специалиста, или выучить своих работников.
Место
Выбрать здание, в котором будет располагаться магазин, непросто. Кроме отсутствия конкуренции поблизости, нужно учесть немало нюансов. Расчёт при выборе нужно делать либо на высокую проходимость, либо на уровень жителей. Если район престижный, с элитной застройкой, можно рассчитывать на достаточное количество «дорогих» клиентов.
Необходимо позаботится о доступности будущего магазина. Нужно предусмотреть хорошие подъездные пути для автомобилей, бесплатную парковку. Вероятно, придётся благоустроить близлежащую территорию: уложить тротуарную плитку, сделать удобные лестницы, пандус, разбить клумбы, возможно, засеять небольшой газон. Растительность перед цветочным бутиком должна быть на высшем уровне, ведь это визитная карточка магазина, наравне с витринами и вывеской.
Документы
Свой новый бизнес нужно зарегистрировать как индивидуальное предпринимательство или общество с ограниченной ответственностью (ИП или ООО). Для начала вполне уместно выбрать ИП и оформить по разряду ОКВЭД 52.48.32. Систему налогообложения можно выбрать УСН или ЕНВД. Необходимо купить и зарегистрировать кассовый аппарат. В случае открытия ООО понадобится печать, которую нужно заказать и зарегистрировать в налоговом органе. Чтобы открыть цветочный магазин, понадобится собрать документы:
- Свидетельство об открытии ИП или ООО с уставными документами.
- Разрешение на право торговли.
- Заключение СЭС о том, что помещение может использоваться под магазин.
- Разрешение от пожарной инспекции.
- Товарная накладная.
- Книга жалоб и предложений.
Бухгалтерию и отчётность по налогам можно вести на аутсорсинге, обратившись в консалтинговую компанию или к частному бухгалтеру. Держать штатного бухгалтера для бухучёта, составления и отправления отчётных документов невыгодно.
Дополнительный доход
К цветам и комнатным растениям рационально добавить игрушки, сувениры, открытки. Они идут в качестве сопутствующих товаров, которые мужчины нередко покупают вместе с цветами, чтобы порадовать даму. Это принесёт дополнительный доход цветочному магазину. Ещё одна возможность повысить рентабельность — услуги флориста и мастер-классы с его участием. Это потребует немало усилий и обойдётся недёшево, поскольку заполучить хорошего специалиста непросто. Платить ему тоже придётся прилично от 30 до 50 тысяч рублей. Таким образом, увеличить прибыль можно разными способами:
- Продажа сопутствующего товара.
- Составление флористических композиций.
- Оформление мероприятий (помещений, уличных торжеств).
- Интернет-продажи через собственный сайт магазина.
- Выездные торговые точки на праздники.
- Мастер-классы, выставки, конкурсы.
Сделать собственный сайт также будет стоить денег, нужно будет оплачивать хостинг, покупать домен, заказывать оформление и контент, поддерживать его регулярными вложениями, но при этом клиентская база может охватить весь город, а это уже другой уровень бизнеса. Нужно учесть, что свободных ниш в этом направлении рынка уже нет, поэтому придётся выдержать тяжёлую конкуренцию, но и прибыль цветочного магазина увеличится в разы.