Найти тему
Limbo (archive)

В чем суть многоразовости Crew Dragon?

Оказывается, всё просто: капсулу разберут, отремонтируют, восстановят и модернизируют – практически соберут заново, как с восстановленным айфоном. Примерно пропорционально тот же объем работы, что и для восстановления многоразовых ступеней для ракет, и эти манипуляции удешевляют стоимость повторного запуска где-то на 20%.

Только что завершивший 64-дневный испытательный полет на Международную космическую станцию с астронавтами Дугом Херли и Бобом Бенкеном, первый пилотируемый космический корабль SpaceX Dragon вернулся на мыс Канаверал для инспекций, ремонта и модернизации, прежде чем снова полетит на станцию с экипажем из четырех человек следующей весной.

Капсула Crew, названная Херли и Бенкеном «Endeavour», прибыла в порт Канаверал 7 августа на борту спасательного корабля «Go Navigator» компании SpaceX после отплытия из Мексиканского залива, где космический корабль Dragon приводнился под парашютами 2 августа к югу от Пенсаколы, штат Флорида.

Это приводнение ознаменовало успешный демонстрационный полет на Международную космическую станцию. Испытательный полет, получивший название Demo-2, стал первым полетом Crew Dragon с астронавтами на борту. НАСА планирует изучить данные миссии Demo-2, прежде чем официально аттестовать экипаж Dragon для регулярных полетов с ротацией экипажа на космическую станцию, начиная с конца этого года.

Сотрудники SpaceX и НАСА на борту спасательного корабля помогли Херли и Бенкену выбраться из космического корабля после того, как он был поднят на борт судна. В то время как астронавты возвращались в Хьюстон по воздуху, спасательный корабль SpaceX вернулся в Порт Канаверал на восточном побережье Флориды, где инженеры и техники ожидали, чтобы перевести космический корабль Crew Dragon на перерабатывающий завод на военно-воздушной станции Кейп-Канаверал.

SpaceX построила новый космический корабль Crew Dragon для первого оперативного полета Crew на космическую станцию этой осенью. Эта миссия, известная как Crew-1, доставит на станцию астронавтов НАСА Майка Хопкинса, Виктора Гловера, Шеннона Уокера и японского астронавта Соити Ногучи примерно на шесть месяцев.

Второй регулярный экипаж Dragon должен был стартовать уже в марте следующего года. Ранее в этом году SpaceX и NASA договорились о повторном полете на Crew Dragon из испытательного полета Demo-2 в миссии Crew-2 в следующем году.

SpaceX заключила контракт на выполнение шести из этих «постсертификационных миссий» для НАСА до середины 2020-х гг. У НАСА есть аналогичный контракт с Boeing на шесть ротационных полетов экипажа на капсуле корабля Starliner, которая еще не стартовала для испытательного полета с астронавтами.

SpaceX отремонтирует космический корабль Crew Dragon на объекте, известном как Зона 59 на военно-воздушной станции на мысе Канаверал. Когда-то использовавшаяся для подготовки к запуску навигационных спутников GPS ВВС, площадка Зоны 59 теперь находится под управлением SpaceX для программы Crew Dragon.

В то время как прошлые грузовые миссии SpaceX на космических станциях с использованием более ранней конструкции Dragon заканчивались приводнениями в Тихом океане у побережья Калифорнии, менеджеры перенесли возвращение полетов Crew Dragon в места в Атлантическом океане или Мексиканском заливе у побережья Флориды, ближе к объекту реконструкции на мысе Канаверал. Миссия «Demo-2» приводнилась в Мексиканском заливе из-за погодных проблем в Атлантике из-за урагана «Исайя».

«Капсула рассчитана на пять-десять миссий», - говорит Гвинн Шотвелл, президент и главный операционный директор SpaceX. «Мы должны будем посмотреть, как все сложится после того, как осмотрим капсулу, когда она вернется в порт и обратно на мыс к нашим объектам там, но, судя по телеметрии и любым видимым признакам, которые у нас были до сих пор, корабль выглядит так, как будто он действительно в хорошей форме».

Стив Стич, менеджер коммерческой программы экипажа НАСА, добавил, что предложение SpaceX повторно использовать космический корабль Crew Dragon «выглядело разумным поступком».

«Я думаю, что часть вопроса заключалась в том, сколько времени займет ремонт транспортного средства», - сказал Стич. - Это займет около четырех месяцев. У нас есть большой запас времени, чтобы успеть до рейса в весенние сроки для Crew-2. Машина ... как только вернется в Зону 59 на мысе, начнет проходить техническое обслуживание».

Стич так же добавил, что НАСА будет следить за обслуживанием SpaceX, «просто чтобы убедиться, что нет ничего предосудительного».

SpaceX первоначально предлагала повторно использовать космический корабль Crew Dragon в миссиях астронавтов, когда НАСА выбрало компанию для разработки и полета своей капсулы в 2014 году. В то время SpaceX намеревалась вернуть Crew Dragon к пропульсивным посадкам на берег, а не к приводнению в море.

Позже SpaceX отклонила эту идею, и компания, и НАСА согласились летать на новых кораблях Crew Dragon в миссии астронавтов. Но SpaceX приобрела опыт восстановления грузовых капсул Dragon после приводнения в соленой воде, и НАСА заявило в июне, что согласилось позволить летать астронавтам на повторно используемых космических кораблях Crew Dragon и ранее летавших ракетных ускорителях Falcon 9.

Администратор НАСА Джим Брайденстайн заявил, что согласие агентства летать на повторно используемых капсулах соответствует стратегии НАСА.

Команды SpaceX на мысе Канаверал снимут внешние панели с космического корабля Crew Dragon и начнут инспекцию, чтобы оценить, как космический корабль выдержал свою 64-дневную космическую миссию, по словам Бенджи Рида, директора SpaceX по управлению полетами Crew.

«Мы хотим убедиться, что мы вроде как копаем глубоко и понимаем все, что происходит с этим аппаратом, убедиться, что мы действительно готовы к работе, а затем сделать некоторые аспекты ремонта», - сказал Рид. «Есть некоторые вещи, которые мы заменим, некоторые вещи, которые обычно заменяются, некоторые вещи, которые мы хотим обновить на основе извлеченных уроков или которые уже были запланированы в работе».

SpaceX все равно придется строить новый багажник для каждой миссии экипажа Dragon. Багажник представляет собой негерметичный модуль, установленный в задней части капсулы экипажа Dragon, обеспечивающий электроэнергией солнечные батареи и радиаторы для поддержания устойчивой температуры внутри космического корабля.

Багажник, он же ствол, отсоединяется от капсулы перед возвращением, и сгорает в атмосфере.

«Мы должны производить новый багажник для каждого рейса», - говорит Рид. «Для этого полета у нас будут модернизированные солнечные батареи».

SpaceX говорит, что повторное использование космических аппаратов после восстановления и повторное использование ракет приносит не только экономические выгоды, но и повышает надежность.

SpaceX также будет управлять вариантом космического корабля Crew Dragon для миссий по снабжению космической станции. Экипажная и грузовая версии в совокупности известны как Dragon 2, построены на базе грузового космического корабля Dragon 1 первого поколения, ранее списанного SpaceX в этом году.

«Мы строим флот Dragon 2, но грузовую и экипажную версию», - говорит Шотвелл. «Мы хотим подождать и посмотреть, сколько нам придется построить, прежде чем мы сможем сказать, что закончили строить флот. Мы хотим посмотреть, как этот аппарат будет выглядеть после того, как у нас появится возможность осмотреть его…».

В прошлом месяце НАСА объявило о назначении астронавтов для миссии «Crew-2».

Астронавты НАСА Меган Макартур и Шейн Кимбро тренируются на тренажере Crew Dragon.
Астронавты НАСА Меган Макартур и Шейн Кимбро тренируются на тренажере Crew Dragon.

Астронавт-ветеран Шейн Кимбро будет командовать миссией «Crew-2». Он провел на орбите 189 дней во время двух предыдущих миссий на МКС, сначала на борту космического челнока НАСА, а затем шестимесячной экспедиции в 2016 и 2017 годах, на российском космическом корабле «Союз».

Астронавт НАСА Меган Макартур, участник почти 13-дневного полета космического челнока в 2009 году, будет служить пилотом экипажа космического корабля Dragon. Макартур замужем за Бобом Бенкеном, только что завершившем свой полет на том же космическом корабле «Dragon».

«Мы позаботимся о том, чтобы эта машина была так же хороша или стала лучше, чем та, на которой летал Боб ... то, что мы сделали для Боба, я думаю, мы можем сделать еще лучше для Меган, и я надеюсь, что она действительно взволнована полетом в этой конкретной капсуле. Я была очень рада узнать, что она назначена пилотом для миссии «Crew-2».

Японский астронавт Акихико Хошиде и астронавт Европейского космического агентства Томас Песке будут сопровождать Кимбро и Макартур в миссии «Crew -2». Хошидэ и Песке – опытные космические летчики с длительными экспедициями на космические станции.

Астронавты «Crew -2» войдут в состав экипажа космической станции во время запланированного шестимесячного полета. Остальные три члена экипажа стартуют на российском корабле «Союз», доведя общее число членов экипажа станции до семи человек.

Источники кликабельны