Жан Жене вошел в мир литературы осторожно, но с произведением, которое взорвало все литературное общество - "Богоматерь цветов". В нем Жене рассказывает о мальчике Луи Кулуфруа, который работал в качестве проститутки в обществе трансвеститов. Не люблю гомоэротику, но что ж ты, будь ты неладен, делаешь, автор, язык, манерность и подача - великолепны. Жене увлекает нас в любовные перипетия и встречу с молодым убийцей - Нотр Дам де Флёр.
В "Богоматерь цветов" я отметила отсутствие женщин с традиционной сексуальной ориентацией. Единственное исключение – Эрнестин. Её представляют как чудовище, она даже пытается убить своего ребенка. Являясь по большей части автобиографичным, этот эпизод намекает на оставление матерью самого Жене, что нанесло ему непоправимую травму, которую, он (?) видимо, спроецировал. В книге также наблюдается много размышлений по поводу самоидентичности женщин. Для Жана Жене женщина – это прежде всего мать, которая дарит нежность своим детям и подчиняется мужчине.
Роман пронизан маргинальной тематикой, гомосексуальностью, героями, к которым у обычного человека возникает омерзение, презрение и даже ненависть. Но если проникнуться глубже в философию Жана Жене о формировании половой идентичности, социокультурного влияния на жизнь человека, то найдем, что для Жене проблема гомосексуализма, социального расслоения, аморальности несут метафизический характер.
Спустя некоторое время на Жана Жене обрушивается творческий кризис, связанный с глубиной критического анализа его сочинений. В 1956 году он возвращается в литературу в качестве драматурга, ориентированного на политический подтекст. OMG
Я помню, как читала эти пьесы. Первая была, кажется, "балкон", состоящая из 9 сцен, 8 из которых поставлены внутри Большого балкона борделя. По Жене Бордель – это хранилище иллюзий в современном европейском городе, охваченном революцией. После разрушения королевского дворца и уничтожения правителей города, покровители борделя выдают себя за лидеров. Окружающий мир революции настолько тяжел, что даже сами революционеры убеждаются в том, что иллюзия, созданная в борделе, предпочтительнее реальности. Второй была «Негры». Её основополагающей темой стал анализ расизма в современном обществе. Сам Жене писал, что актерский состав должен быть представлен исключительно неграми. Пьеса была выпущена на свет как ответ на возрастание расизма со стороны европейцев по отношению к чернокожим, арабам и другим нациям, «непохожих на белых людей». Стоит отметить, что примерно в это же время, Жан Жене влюбляется в канатоходца-араба по имени Абдула. Но из-за свершившегося самоубийства Абдулы Жене окончательно уходит в депрессию и творческий кризис, занимаясь в дальнейшем исключительно политикой.
В 1961 году была написана последняя пьеса - «Ставни». Она несла явно политический характер и поставлена в контексте войны в Алжире, когда Франция пыталась сохранить свою единственную колонию в Африке, что повлекло за собой возникновение массовых студенческих протестов, активную роль в которых принимал и сам Жан Жене. Вся пьеса – это перемещение мира живых в мир мертвых, а в контексте войны и протестов – гибель невинных французов, алжирцев, которые были обмануты лидерами в попытке оправдать военные действия.
Гений ли Жан Жене? Для меня - бесспорно, да. К слову, на этот вопрос пытался ответить Жан Поль Сартр, который захотел написать предисловие к сборнику сочинений Жене и закончил его писать после 600 страниц текста.