Президент Александр Лукашенко столкнулся с самой большой угрозой своему 26-летнему правлению в Беларусия, поскольку ОМОН подавил уличные протесты после выборов 9 августа, которые критики назвали сфальсифицированными. Его заявка на шестой срок подряд казалась формальностью, пока оппозиционные группы не объединились вокруг малоизвестного претендента. По мере развития событий Россия, Европейский Союз и США боролись за влияние в этой стратегически важной стране.
1. Почему возникла такая реакция?
Лукашенко, привыкший к уверенным победам, на этот раз, похоже, не рискнул, задержав ключевых соперников или исключив их из избирательного бюллетеня. Но Светлане Тихановской, жене одного заключенного в тюрьму оппонента, разрешили зарегистрироваться, и она собрала огромные толпы на митинги по всей стране после того, как оппозиционные группы объединились, чтобы поддержать ее. Поэтому, когда официальные лица заявили, что Лукашенко набрал 80,2% голосов при всего 9,9% за нее, возмущение общественности по поводу подозрений в фальсификации бюллетеней вылилось в край. Недовольство Лукашенко, находящимся у власти с 1994 года, кипело в течение многих лет по мере застоя экономики, в которой доминирует государство. Он усилился со вспышкой коронавируса после того, как президент отказался от блокирующих мер для замедления эпидемии и отклонения опасений по поводу здоровья, шутя о том, что употребление водки и игра в хоккей обеспечивают защиту.
2. Были ли выборы честными?
Лукашенко - единственный из пяти кандидатов , принявший результаты. Госсекретарь США Майкл Помпео заявил, что выборы не были ни свободными, ни справедливыми , в то время как Германия заявила, что Беларусь не соблюдает минимальные избирательные стандарты, а глава внешней политики Европейского союза Хосеп Боррелл заявил, что имело место «недопустимое насилие со стороны государства против мирных протестующих». Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что его страна будет вводить национальные санкции, если общеевропейские меры потерпят неудачу. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая прислала наблюдателей на прошлые выборы, в этом году этого не сделала, сославшись на «отсутствие своевременного приглашения ». Он также выразил « серьезную озабоченность »Потом о том, как прошли выборы. Министерство иностранных дел Беларусии заявило, что иностранным партнерам следует избегать поспешных заявлений, основанных на так называемой « односторонней информации ».
3. Насколько велика угроза для Лукашенко?
Больше, чем раньше. После предыдущих выборов Лукашенко легко подавил протесты оппозиции, которые, как правило, были небольшими и ограничивались столицей Минском. На этот раз тысячи людей выходили на улицы каждую ночь в более чем 30 городах и в последующие дни после этого, бросая вызов полицейским с дубинками, вооруженным световыми гранатами и водометами. Только за первые три ночи было задержано более 6000 человек. Тихановская сбежала в соседнюю Литву после семи часов задержания, когда 10 августа она подала официальный протест на результаты голосования в Центральную избирательную комиссию.
4. Есть ли у Лукашенко поддержка, чтобы выжить?
Кампания Тихановской утверждала, что она набрала от 60% до 70% голосов, и призывала к пересчету голосов, но у Лукашенко есть устрашающий аппарат пропаганды и безопасности - тайная полиция в бывшей советской республике до сих пор называется КГБ. Силы Министерства внутренних дел и вооруженные силы оставались лояльными в дни после выборов, несмотря на призывы оппозиции выступить на стороне народа против правительства. Чем дольше продолжаются протесты и чем жестче ответ, тем больше их лояльность может быть поставлена под сомнение, когда они противостоят семье и друзьям на улицах.
5. Чего хочет оппозиция?
Лидеры оппозиции в Беларуси обратились к западным правительствам с призывом признать Тихановскую победительницей. Она пообещала освободить политических заключенных и провести новые справедливые выборы в течение шести месяцев в случае победы. С тех пор ее кампания призвала Лукашенко начать переговоры о прекращении насилия и организации мирной передачи власти. Он назвал их «овцами», находящимися под руководством иностранных держав, и назвал протестующих преступниками.
6. Может ли Тихановская возглавить оппозицию из-за границы?
Неясно, какую роль она может сыграть из Литвы, еще одной бывшей советской республики, но с 2004 года являющейся частью ЕС. Тихановская, домохозяйка, отправила туда своих детей во время кампании. Ее муж, политический блогер, был заключен в тюрьму ранее в 2020 году после того, как объявил о своих планах баллотироваться против Лукашенко. На двух видео, снятых по-видимому под давлением и опубликованных после ее приезда, Тихановская выглядит обезумевшей. Во втором случае она будто прочитала сценарий и призвала к прекращению протестов. Для ее сторонников это стало еще одним свидетельством того, почему они должны продолжать противостоять Лукашенко. 14 августа она опубликовала еще одно видео , в котором она поддерживает призывы к всеобщей забастовке в Беларусии.
7. Какой исход больше всего устроил бы Россию?
Лукашенко в прошлом году сопротивлялся сильному давлению со стороны России, чтобы она согласилась на более глубокую политическую и экономическую интеграцию, опасаясь захвата Беларусии своим более крупным соседом. Идеальным исходом для президента России Владимира Путина было бы ослабление Лукашенко, выходящего из этого кризиса, который испортил все шансы на примирение с Западом и был вынужден согласиться с новым стремлением к интеграции на условиях Москвы. Россия рассматривает Беларусь как важный буфер против посягательства НАТО и ЕС на ее границы. Потеряв влияние в соседней с Западом Украине, Путин полон решимости не допустить, чтобы другая часть заднего двора России выскользнула из его рук.
8. Что могут сделать США и ЕС?
Они осудили проведение выборов и насилие, но им, возможно, не хватает воли и рычагов воздействия на гораздо большее. Оба ухаживали за Лукашенко, когда он повернулся на запад в ответ на давление России, и Помпео стал самым высокопоставленным официальным лицом США, посетившим Минск за четверть века в феврале. ЕС рассматривает возможность возобнавлении санкций , которые он ранее снял против режима Лукашенко, хотя требование единодушия между странами-членами затрудняет достижение соглашения. Хотя Помпео заявил во время визита в Чешскую Республику 12 августа, что США «сделают все возможное, чтобы доставить» свободу Беларусии, на самом деле внимание администрации Трампа может все больше переключаться на ноябрьские президентские выборы.
Спасибо за прочтение статьи.