Найти в Дзене
Злой таможенник

Как таможня пропустила армянские машины

События вокруг автомобилей на армянском учёте послужили поводом для написания небольшого цикла статей, основная цель которых состояла в том, чтобы внести ясность в ситуацию и доступным языком донести до граждан ответы на мучающие их вопросы о происходящем. Если брать в целом, то внутреннее сопротивление людей не позволяет им воспринимать информацию, которая им не нравится. Они всеми силами цепляются за то, что хоть как-то могло бы их подбодрить и подкрепить их доводы, правда, не всегда эти тезисы жизнеспособны, но кого это заботит, если есть надежда?

С учетом того, что большинство из тех, с кем приходилось иметь дело в информационном пространстве, агрессивны и отказываются от конструктивного диалога, переходя сразу к оскорблениям, то, как вы понимаете, попытки в комментариях или чатах объяснить им что-либо оборачивались коммуникативной неудачей. Однако, были и те, кто все же отставил эмоции в сторону и стал задавать уже более насущные вопросы о законных способах разрешения своих проблем.

Один из главных вопросов, не дающих покоя негодующему пиплу, вертится вокруг факта ввоза транспортных средств через таможенную границу Союза, которые подлежали таможенному декларированию и на которые нужно было доплачивать разницу в таможенных платежах. Иными словами, как же так получилось, что пропустили столько машин, раз это незаконно?

При поверхностном разборе ситуации могут возникать вопросы к таможенникам в пункте пропуска. Однако, если провернуть ситуацию с практической точки зрения, она окажется куда сложнее, чем это способен понять обыватель.

Здесь следует начать с пункта 40 Договора о присоединении Армении к ЕАЭС:

Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств - членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения.
Зато многие смогли посмотреть красивые пейзажи
Зато многие смогли посмотреть красивые пейзажи

Если понимать буквально, то Армения взяла на себя обязательства по недопущению ввоза таких автомобилей. Каким образом можно это было делать? Возможно, можно было организовать ведение учёта нашумевших авто из Армении и передавать информацию коллегам на пункты пропуска в РФ, Казахстан и Беларусь. Было ли это сделано? Судя по всему, нет.

Многие люди возмущены тем, что наши отечественные таможенники в пункте пропуска пропускали авто беспрепятственно. Природа возмущений понятна, но необходимо исходить из других парадигм. При прохождении таможенного контроля таможенники заведомо не знают статус товара, под какие таможенные процедуры они помещались, и по каким ставкам производилось таможенное декларирование.

Армянской стороной такие сведения, скорее всего, не передавались, а вот самостоятельного доступа к базам армянских деклараций нет. Наши электронные базы таможенного декларирования, к сожалению, не интегрированы. Заведомо таможенник не владеет информацией о статусе товара. По документам, которые были на руках у автовладельцев, вряд ли можно это определить оперативным путём.

Вот если бы автовладелец показывал, к примеру, декларацию или документ об оформлении автомобиля по заниженным ставкам, то да. В таких случаях есть основания принимать меры по недопущению ввоза авто в РФ. Но кто-нибудь может себе представить это? Или, может быть, кто-то рассказывал таможенникам о настоящих целях ввоза и их обстоятельствах (экономия на платежах, транспортном налоге, административных штрафах)? Наши люди, судя по всему, исходили из другой, хитрой логики. Все прекрасно это понимают.

Люди пытаются оправдать своё фиаско действиями таможенников
Люди пытаются оправдать своё фиаско действиями таможенников

Да и удерживать такие авто без веских оснований (ориентировка или своевременный сигнал от коллег) себе дороже. На границе начался бы коллапс, а все инстанции были бы завалены жалобами о том, что таможня неправомерно разворачивает автомобили. И во многих случаях они таковыми бы и являлись. Не стоит забывать и о том, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля (статья 310 ТК ЕАЭС).

Если бы существовала сухопутная граница между Арменией и Россией, то на границе никто бы и не видел людей в фисташкового цвета форме от слова «совсем». Машины могли бы беспрепятственно передвигаться через границу.

Обязанность по таможенному декларированию лежит на собственнике (заинтересованном лице), а не на таможеннике. Декларант подаёт декларацию в уполномоченный орган, а таможня принимает решение о выпуске (отказе в выпуске) товара. Правовая обязанность по декларированию гражданами РФ таких авто разбиралась в другой статье.

Кстати, уже установлены случаи, когда автомобили были завезены гражданами Армении и проданы уже на территории РФ. В таких случаях предъявлять что-либо на границе невозможно. Однако, это уже можно сделать потом.

Поговаривают, что продавцы схватились за голову, т.к. больше некому стало продавать машины по серой схеме
Поговаривают, что продавцы схватились за голову, т.к. больше некому стало продавать машины по серой схеме

Нужно навсегда забыть про принцип "если я проехал границу, значит всё хорошо и проблем не будет". Это далеко не так, и на этом погорело уже много людей. Причём среди них были добросовестные покупатели, которые не знали о контрабандности товаров, однако вынуждены были оплачивать таможенные пошлины.

Предположим, что иностранный товар на номерах Кассиопеи прорывается через границу без таможенного декларирования. Этот товар будет признан незаконно ввезённым, а у водителя будут серьёзные проблемы с законом. Даже если и предположить, что какие-то авто были ввезены из-за ошибки таможенника, это не отменяет факт незаконного ввоза, т.к. обязанность по декларированию лежит на собственнике.

В качестве некого заключения хотелось бы в очередной раз предостеречь от заведомо сомнительных и серых схем. Обывателю тяжело разобраться в тонкостях законодательства, а обещания в безопасности этих схем могут быть быстро развеяны буквой закона. Скупой платит дважды, а бесплатный сыр в мышеловке. Жить исключительно по закону не всегда радостно, но зато спокойно. Да и как говорил Остап Бендер, с нашим государством нельзя играть в азартные игры...

© Злой таможенник

https://t.me/zloytam

Другие статьи по теме армянских автомобилей: