Найти тему
Кот Баюн

Спарта. Жизнь спартанца

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Тесей, привычка жениться

О бедном Тесее

Это страшное слово-тирания

История о том, как не надо захватывать власть!

Законы Дракона

Остров героя Аякса Великого

Война длиною в триста лет

Остров раздора. Шанс для полководца.

Остров раздора.Трамплин для реформатора.

Реформы сделаны... отправляйся в путешествие

Остров раздора. Дебют авантюриста

Вслед за богиней к власти

Золото приносит победу

Железная рука в бархатной перчатке

Золотой век Аттики

Золотой век Аттики (продолжение)

Политическое убийство с "голубым оттенком"

Стать «царем горы»

Спарта – страна испуганных героев

Спарта. Союз заклятых друзей

Спарта – страна военной аристократии

Спарта. Воспитание Воина

Каждый спартанец был в первую очередь воином. Это была его судьба и жизненное предназначение
Каждый спартанец был в первую очередь воином. Это была его судьба и жизненное предназначение

В двадцать лет гражданин Лакедемона получал гражданские права и становился членом одной из сисситий, которые были центром общественной жизни Спарты. Сиссития (совместное питание) была своеобразным «клубом по интересам», члены которого совместно питались за общим столом. Питаться дома или уносить еду домой, спартиатам не разрешалось. Кроме того, сисситии были местом, где мужчины обсуждали различные проблемы и пытались сформировать общее мнение по их поводу. Членство в сисситиях объединяло всех взрослых спартанцев, и было символом принадлежности к числу "равных".

Идея сисситий не принадлежала спартанцам, подобные «мужские клубы» существовали на Крите, где их называли «андриями» (мужскими трапезами). В странах «греческого ореала» похожие объединения существовали в Мегарах, Коринфе, Беотии, Милете и Фуриях. В военных условиях спартанская сиссития, насчитывающая 15-20 человек, становилась самым малым воинским подразделением. Поэтому прием новых членов проводился на основе голосования всех сотрапезников, уже состоящих в сисситии. Каждый из голосующих обладал правом вето. «...Каждый из сотрапезников брал в руки кусок хлебного мякиша и, словно камешек для голосования, молча бросал в сосуд, который подносил, держа на голове, слуга. В знак одобрения комок просто опускали, а кто хотел выразить свое несогласие, тот предварительно сильно стискивал мякиш в кулаке. И если обнаруживали хотя бы один такой комок ... искателю в приеме отказывали...» Плутарх

-3

Каждый участник совместных трапез должен был ежемесячно вносить свой взнос, в который входили: ячменная мука, вино, сыр, фиги и немного денег на покупку мяса. Если кому то интересно точное количество, то смотрите у Дикеарха Мессенского, Аристотеля и Плутарха, правда, количество продуктов все они называют разное. «...те, кто не могут сделать этот взнос, лишаются права на участие в жизни государства..» Аристотель. Здесь лучше всего видно социальное неравенство в Лакедемоне, для одних ежемесячный взнос был пустяком, «...другие с трудом вносили необходимый взнос в сисситии, чтобы сохранить свои гражданские права и привилегии...» Л.Г. Печатнова. Существовала даже особая социальная группа «гипомейонов»-спартиатов, лишенных гражданских прав из-за неуплаты взносов в сисситии. Ассортимент продуктов на столе у разных «клубов» тоже отличался, потому что «...богатые сотрапезники часто, кроме положенных взносов, добавляли к общему столу мясо и пшеничный хлеб...» Л.Г. Печатнова

Несмотря на формальное равенство отдельных "обеденных братств", они вовсе не были равны между собой, членами сисситий обычно становились люди близкие по своему происхождению и имущественному состоянию. Часто в одних и тех же сисситиях пребывали в течение долгого времени люди из узкого круга семей. Спартанские аристократы, называющие себя "Гераклидами", то есть потомками Геракла, не могли демонстративно отделять себя от основной массы спартиатов. Но используя сисситии как место, где они пребывали в кругу себе подобных, спартанская знать формировала «свои элитарные клубы», члены которых, благодаря знатности, богатству и связям легче достигали влияния и высших должностей.

Знаменитая «черная похлебка», куда же без нее! Точный рецепт утерян, но основными ингредиентами были кровь, свиные ноги, бобы или чечевица, соль и уксус. Один из персидских царей, отведав этой похлёбки, заявил: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть – им милее гибель, чем такая еда». Не знаю, судя по составляющим, мне могло и понравиться.
Знаменитая «черная похлебка», куда же без нее! Точный рецепт утерян, но основными ингредиентами были кровь, свиные ноги, бобы или чечевица, соль и уксус. Один из персидских царей, отведав этой похлёбки, заявил: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть – им милее гибель, чем такая еда». Не знаю, судя по составляющим, мне могло и понравиться.

Чтобы стать членом элитарного "обеденного клуба" не обязательно было иметь влиятельного родственника, иногда достаточно было обзавестись «нужным» любовником. Молодому спартиату не возбранялось иметь «старшего товарища», который являлся одновременно сексуальным партнером, воспитателем и покровителем. Ксенофонт писал о том, что такой тип отношений считался в Спарте наилучшим и наиболее полезным для воспитания нового поколения. Подобные «покровители» старались устроить своих юных друзей или в собственную сисситию, или в другую, наиболее для них подходящую. Вроде бы все правильно, вот и Л.Г. Печатнова пишет: «...В обществах военизированных, с сильно развитой половой сегрегацией массовость гомосексуальных связей является обычным явлением. Кроме Спарты такая практика засвидетельствована, например, для Крита. Плутарх причисляет спартанцев (наряду с беотийцами и критянами) к народам, наиболее склонным к педерастии...»

Но Плутарх сообщает прямо противоположное: «...У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав...». Вроде бы, не верить греческому историку, оснований нет. Видимо опять «истина где-то рядом».

Как-бы то ни было, сисситии стали важным элементом спартанской военной культуры, в них воспитывался дух воинского братства. Редко бывая в одиночестве, как в военное, так и в мирное время, спартанец всегда находились на виду у своих сограждан. Совместные трапезы при слабых семейных связях заменяли ему семью и способствовали выработке чувства общности с согражданами. Мнение сотрапезников для большинства членов сисситии, особенно молодых, определяло стиль поведения и жизненные ценности. Все это помогало формированию в Спарте единства и сплоченности общества, чему в немалой степени способствовали сисситии.

Сохранение политической системы Лакедемона было невозможно без жесткой регламентации общественной и личной жизни граждан. При огромной количественной диспропорции спартиатов и враждебных им илотов, сохранить власть меньшинства, можно было, только если государственный механизм работал всегда эффективно, а для этого каждый член сообщества обязан был безупречно исполнять свой долг перед коллективом. Даже брак не считался личным делом гражданина. После достижения двадцатилетия и окончания агелы, спартанец обязан был жениться. Община строго следила за своевременным выполнением молодым гражданином этого долга и, при необходимости, оказывала на него прямое давление. Например, у Плутарха упоминается, что наказанный холостяк должен был зимой выйти голышом на площадь и распевать там песни критикующие безбрачие. Кроме того, холостяки были лишены уважения, которое младшие обязаны были выказывать старшим. Такое отношение общества вполне понятно, при той полной опасностей жизни, которую вели спартанцы, важно было, как можно раньше продолжить свой род.

Таких романтических моментов в жизни спартанца было совсем немного. Кадр из фильма «300 спартанцев».
Таких романтических моментов в жизни спартанца было совсем немного. Кадр из фильма «300 спартанцев».

Спартанская свадьба не отличалась пышностью, ей предшествовали «переговоры» с отцом или опекуном девушки и ритуальное похищение невесты. Выполнив свой «супружеский долг», молодой муж возвращался в казарму, где жил, вместе с другими сверстниками, до тридцати лет, оставаясь под контролем со стороны педономов и старших товарищей по сисситиям. Свою жену молодой человек посещал полулегально под покровом ночи. "...так тянулось довольно долго: у иных уже дети рождались, а муж все еще не видел жены при дневном свете..."Плутарх. Только после тридцати спартанец покидал казарму и получал право на частную жизнь, точнее на то, что под этим подразумевалось в Лакедемоне. Общественные обеды, военные походы, охота, занятия спортом - занимали все время спартанца и никак не были связаны с его семьей. Частная жизнь терпелась общиной, но в весьма ограниченном объеме.

Спартанское общество было разделено по военному образцу: "...Никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда - и на войне и в мирное время - надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться... Упражняться в этом надо с самых ранних лет, и не только в военное, но и в мирное время. Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей и даже животных, подвластных людям..."- так говорил большой поклонник Лакедемона Платон.

Греческий философ Платон, ученик Сократа, учитель Аристотеля. В массовой культуре наиболее известен своими описаниями Атлантиды в своих работах «Тимей, или о природе» и «Критий, или Атлантида». По мнению историков в описаниях идеального государства атлантов использованы реалии Лакедемона.
Греческий философ Платон, ученик Сократа, учитель Аристотеля. В массовой культуре наиболее известен своими описаниями Атлантиды в своих работах «Тимей, или о природе» и «Критий, или Атлантида». По мнению историков в описаниях идеального государства атлантов использованы реалии Лакедемона.

Жесткое структурирование способствовало делению общества в Спарте на возрастные классы, при котором старшие контролировали младших. Строгий контроль за повседневной жизнью граждан сопровождал спартанца на всех этапах его жизни. Зато армия Лакедемона была почти непобедимой, главной причиной высоких боевых качеств спартанского войска была жесткая дисциплина, которую воспитывал в спартиатах весь их образ жизни, начиная с детских лет. Кроме того, внутри спартанской армии существовала хорошо развитая система подчинения, которая обеспечивала высокую эффективность исполнения приказов.

Спарта была единственным полисом Греции, который мог назвать свою армию профессиональной, противостояло же ему, по сути, гражданское ополчение других государственных объединений. Опытный вояка Ксенофонт, прекрасно знакомый и с армией Лакедемона, и с армиями других полисов писал, что по сравнению со спартанцами «...все греки покажутся недоучками в военном деле и только одни спартанцы - истинными знатоками...» Высокая оценка, полученная трудом настолько тяжелым, что «...на всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом от подготовки к ней...» Плутарх

-8

Заслуги на военном поприще были для рядового спартанца единственным способом добиться высокого положения в обществе. Пропаганда Лакедемона воспевала ратные подвиги и героическую гибель за отечество. Существовал целый комплекс поощрений за военные подвиги. Погибшие в бою спартанцы, в отличие от остальных, имели право на свое имя на могильном камне, такая же привилегия была у женщин, умерших во время родов. Проявившие храбрость в бою, пользовались огромным уважением в обществе, причем эта слава распространялась и на семью героя.

За трусость подвергался порицанию не только сам виновный, но его близкие: "В Лакедемоне любому гражданину было стыдно сесть за трапезу с "убоявшимся" или упражняться с ним в палестре. На улице он обязан был уступать дорогу и вставать, давая место даже младшим. Своих дочерей он должен воспитывать дома, так что его вина переходит и на них, и они остаются без мужей" Ксенофонт

Специальных наказаний для трусов в «уставе» армии Лакедемона, в отличие от римских легионов, не было, но трус становился изгоем общества, а жизнь его самого и всех его родственников невыносимой.
Специальных наказаний для трусов в «уставе» армии Лакедемона, в отличие от римских легионов, не было, но трус становился изгоем общества, а жизнь его самого и всех его родственников невыносимой.

Еще раз повторю, «жизнь спартиата была опасна», даже в мирное время, на территории собственного государства гражданам Лакедемона постоянно грозила смерть в результате восстания илотов или их козней. «и во время еды, и во время сна, и во время хождения по некоторым другим делам страх перед рабами заставляет спартиатов быть всегда настороже» афинский тиран Критий. Спартанцы устраивали хитрые запоры у себя в доме, чтобы уберечься от нападения илотов во время сна и старались всегда держать под рукой оружие.

Но чувство «осажденного лагеря» имело для спартиатов и положительные последствия. «Ничто так не объединяет, как наличие общего врага». Они не допускали никаких распрей в своей общине, на протяжении длительного времени Лакедемон не знал внутриполисных смут. Все спартанцы понимали, что только сплоченность всего общества может обеспечить им безопасность среди множества покоренных, но все равно враждебных илотов.

Угроза восстания илотов дамокловым мечом нависала над спартанцами все время существование их полиса
Угроза восстания илотов дамокловым мечом нависала над спартанцами все время существование их полиса

Законы Ликурга требовали от спартиатов суровости и простоты, и они, гордясь своим отличием от других греков, порой напоказ бравировали скромностью своего повседневного бытия и отсутствием эстетических запросов. По-русски это называется – «прикинуться валенком». Между тем, Лакедемон не был сборищем тупых солдафонов, спартанцы получали по-своему неплохое образование, весьма суровое, зато направленное на практическое применение. Знаменитое умение говорить «лаконично», невозможно без тренированного мозга и умения мыслить дисциплинированно.

В агеле, пайдоном или один из его помошников, после еды, когда насытившихся подростков клонило в сон, начинал задавать самые неожиданные вопросы, на которые отвечающий должен был дать быстрый, аргументированный и краткий ответ, не сумевшего – наказывали. Прекрасная тренировка для умственных способностей и проверка на умение быстро соображать в условиях стресса.

Сама суровая атмосфера Лакедемона, жизнь в условиях постоянного ожидания опасности вырабатывала весьма своеобразный характер. Не писаный кодекс чести спартанцев, не позволяющий бежать с поля боя, сдаться в плен, окружить столицу кольцом каменных стен, их почитание предков и глубокая религиозность наверняка нашли бы понимание у японских самураев, какими тех изображают в фильмах. В завершение хочу сказать, что многое из того, о чем хотелось бы рассказать про жизнь спартанцев, просто не поместилось в статью, так что до следующих встреч.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье

"Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика" Суриков И. Е

«История Спарты (период архаики и классики)» Л.Г. Печатнова

Кадр из фильма «300 спартанцев» 1962 года, здесь они больше похожи на некогда живших воинов, чем в фильме 2006 года.
Кадр из фильма «300 спартанцев» 1962 года, здесь они больше похожи на некогда живших воинов, чем в фильме 2006 года.

Другие статьи этой серии:

Буйная история тихой бухты

Морские ворота древних Афин

Кладбище - окно в прошлое

Герой, царь и изобретатель демократии

ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ

ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

Тесей, привычка жениться

О бедном Тесее

Это страшное слово-тирания

История о том, как не надо захватывать власть!

Законы Дракона

Остров героя Аякса Великого

Война длиною в триста лет

Остров раздора. Шанс для полководца.

Остров раздора.Трамплин для реформатора.

Реформы сделаны... отправляйся в путешествие

Остров раздора. Дебют авантюриста

Вслед за богиней к власти

Золото приносит победу

Железная рука в бархатной перчатке

Золотой век Аттики

Золотой век Аттики (продолжение)

Политическое убийство с "голубым оттенком"

Стать «царем горы»

Спарта – страна испуганных героев

Спарта. Союз заклятых друзей

Спарта – страна военной аристократии

Спарта. Воспитание Воина