Искусство русского Средневековья представлено больше всего храмами, их очень интересно смотреть, сравнивать школы и находить региональные отличия, но хочется увидеть и что-то из других видов искусства. И оно представлено иконописью и церковными фресками. Средние века на Руси связаны с именами двух великих иконописцев – это Феофан Грек и Андрей Рублев.
Фигура Феофана настолько загадочна, что впору писать детективные романы о его жизни и творчестве. Доподлинно о его жизни и работе на Руси известно немного. Мы точно знаем, что он приехал из Византии в Новгород в 1370-х годах. Потом он работал в Москве и его творчество оказало огромное влияние на русскую иконопись.
Наследие Феофана почти полностью утрачено, в Византии не сохранилось ничего, в Феодосии есть фрески в храме Дмитрия Солунского, но многое из наследия Грека лишь условно ему приписывают.
Почти доподлинно известно, что Феофан расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле. Несколько икон его кисти можно увидеть в Третьяковке. Все это я видела, и Грек произвел на меня сильное впечатление. Его лики очень живые, с характером, я бы сказала даже с биографией.
Поэтому во время поездки в Великий Новгород я обязательно хотела увидеть фрески в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Это единственное место, где сохранились документально подтвержденные работы Феофана. Здесь сохранилось несколько изображений и самое главное (для меня) – это лик Спаса в куполе.
В Новгород я приехала на два дня и встречу со Спасом оставила на второй день. Почему? Так маршрут казался логичнее. И вот приходу я к церкви и вижу, что именно в этот день у них санитарный день (это ведь музей). И ничего нельзя сделать! Вот представьте, стою в шаге от мечты и не попадаю внутрь! Расстроилась я страшно, почти до слез.
Пришлось быстро вспомнить, что ученики Феофана расписывали церковь Федора Стратилата в Новгороде, находясь под сильным влиянием мастера. Церковь нашлась быстро и фрески оказались впечатляющими. Лики тоже с такой мощной энергией и пронизывающими взглядами, что аж мурашки по коже бегут (фото эффекта не передают, конечно).
А встреча с русским Средневековьем у меня в полной мере произошла в Пскове, там есть свои уникальные шедевры того периода, которые, возможно, по ценности даже превосходят Грека. И там видна традиция, которую Феофан продолжает. Но об этом я расскажу в другой раз. А за Греком теперь нужно ехать в Феодосию, начинаю строить маршруты. Ну и в Новгород придется вернуться.
А вам довелось увидеть фрески Феофана Грека? Какие впечатления?