У каждого народа есть предания о кровососущих монстрах в человеческом обличии – упырях. Среди чудовищ, с которыми сражается ведьмак, этот вид нечисти тоже присутствует. Одно из первых описанных в романе сражений – с упырицей. И здесь А. Сапковский тоже не оставил образ без изменений.
Как в славянской, так и в западноевропейской мифологии внешне упыри практически ничем не отличаются от людей, которым они были при жизни. Лишь острыми зубами. Обычно ими после смерти становятся колдуны, оборотни, а в редких случаях, ещё при жизни, проклятые.
Подобную ситуацию рисует автор, когда сестра короля Фольтеста Адда родила от него проклятого ребёнка, ставшего упырицей. На момент встречи с Геральтом проклятой принцессе 14 лет. Но внешностью она ничем не напоминает хрупкую девушку: тело, как бочонок из-под пива, передние конечности с огромными когтями волочатся по полу, на непропорционально большой голове, сидящей на короткой шее, – спутанный ореол рыжеватых волос. Во рту – ряды белых клиновидных зубищ. Глаза – два светящихся карбункула. Мчится с невероятной скоростью, напоминая огромного чёрного паука. В польско-американской экранизации прошлого года образ упырицы явно не похож ни на народное представление, ни на трактовку Сапковского.
Что касается возможностей, то здесь разногласий нет: по поверьям, упырь обладает сверхчеловеческой силой и скоростью, а также поразительной живучестью.
А вот в описании восприимчивости к боли снова чувствуется авторское своеволие. По преданиям, упырь практически не чувствует боли и не восприимчив к колющим и режущим ударам. Геральт же несколько раз ощутимо калечит принцессу при помощи серебра, когда она буквально воет от боли, ещё находясь в теле чудовища.
По поверьям, дикие животные остро реагируют на присутствие этой нечисти. Волки и медведи часто враждуют с ними. Недаром снять проклятие удаётся лишь Белому Волку. Ведьмак с талисманом волка – единственный, кто одолел чудовищного ребёнка, созданного в результате кровосмешения, поглотив и отзеркалив в неё бушующий в ней же заряд злобы и ненависти.
Не расходясь с классикой жанра, принцесса окончательно теряет облик нечисти лишь с третьим криком петуха, провозгласившим утро, представая худенькой, не слишком красивой девушкой. С психическим развитием трёхлетнего ребёнка.
Как даёт понять автор, единственное, что остановило главного героя, не дав ему убить девочку, - понимание того, что она тоже страдает. И тоже когда-то была лишена права выбора.