Обзор Проекта коронаФОМ № 38
В этом выпуске: анализ обсуждений вакцины от коронавируса в соцсетях, отношение россиян к сообщениям о коронавирусе и рассказ сотрудника ФОМ о работе врачом-волонтером в «красной» зоне
От гордости до критики – обсуждение российской вакцины от коронавируса в соцмедиа
Ежедневно в социальных медиа публикуется от 10 до 15 тысяч постов про прививку от коронавируса. По данным мониторинга ФОМ за период с 13 июля по 11 августа 2020 года, скачки наблюдались лишь 20 июля и 11 августа.
В первый из этих дней, когда появилось более 26 тысяч постов, причиной стали публикация резонансной статьи Bloomberg «Российская элита получила доступ к экспериментальной вакцине от коронавируса еще в апреле» и распространение сообщения о смерти четырех украинцев после введения им американской вакцины от коронавируса. Увеличение числа постов 11 августа было более значительным – почти до 56 тысяч – после сообщения президента РФ Владимира Путина о регистрации в России первой в мире вакцины от коронавируса.
Среди наиболее популярных постов о вакцинации аналитики ФОМ выделяют позитивные сообщения – люди испытывают гордость за достижения российских ученых, критику российской вакцины (чаще всего ее противники говорят о том, что она не прошла необходимых испытаний из-за коротких сроков разработки) и заявления экспертов о ее эффективности и безопасности. Также в сообщениях 11 августа люди неоднократно упоминали, что вакцина стала предметом обсуждений (полярных) во всем мире, а ряд стран уже проявил интерес к ее закупке.
Люди, чьи знакомые столкнулись с коронавирусом, меньше доверяют сообщениям о нем по телевизору
Телевидение заметно опережает иные источники информации о пандемии не только по объему аудитории, но и по авторитету у этой аудитории. При этом, по данным ФОМ, респонденты, у которых, по их словам, есть знакомые, переболевшие коронавирусом, гораздо реже заявляют о доверии к информации, транслируемой по телевидению, чем те, у кого таких знакомых нет (36% среди первых и 51% среди вторых).
Причем о том, что у них есть такие знакомые, сообщают очень многие: 35% опрошенных (а в Москве – 48%). Отсюда следует, что респонденты имеют в виду не только людей более или менее близких, но и довольно дальних (а скорее всего – и знакомых «через рукопожатие», то есть друзей или родственников своих знакомых, с которыми они напрямую не контактируют). В противном случае таких ответов, с учетом масштабов распространения эпидемии, было бы, очевидно, существенно меньше.
«Если человек знает о каком-либо конкретном случае заражения коронавирусом не из СМИ, а из повседневного общения, то уже само это знание ощутимо снижает его предрасположенность доверять телевидению – наиболее «официальному» каналу информации. Причем, по-видимому, в самых различных вопросах, будь то эпидемиологическая статистика, оценки эффективности масочного режима, положение дел в перепрофилированных под коронавирус стационарах или что-либо иное», – объясняют аналитики ФОМ.
Сотрудник ФОМ рассказывает о работе волонтером в «красной» зоне
В самый разгар борьбы с коронавирусом главный специалист отдела информационных продуктов ФОМ Анна Данилова, имеющая медицинское образование, работала врачом-добровольцем в Московском клиническом центре инфекционных болезней «Вороновское». Соглашаясь на эту работу, она хотела понять, преувеличен ли масштаб распространения коронавируса, и посмотреть на весь процесс изнутри.
По словам Анны Даниловой, информация о распространении вируса преувеличена: в больницах всем ставили коронавирус, на первых порах даже пациентам с инсультом писали диагноз COVID-19. Видно, в начале пандемии хотели показать, что заболело большое число людей, которые потом быстро вылечились. Если приводить статистику по пневмонии и гепатитам, то цифры переплюнут коронавирус, считает сотрудник ФОМ. Работа в инфекционке научила Анну Данилову не бояться ковида.
«Когда я начала работать в «красной» зоне, то не прекратила общение с близкими, более того, встречалась с ними без масок и перчаток. У старшего сына, видимо, устойчивый иммунитет, а младший учится в медицинском институте, и его недавно тоже призвали на практику в стационар. Я знаю людей, которые честно соблюдали самоизоляцию. Знакомые два месяца сидели дома, курьеры привозили им еду, а они все равно заболели ковидом. Думаю, все зависит от иммунитета: если устойчивый, то человеку ничего не страшно», – рассказывает Анна Данилова.
Индикатор дня
Понравился обзор? Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал.
Больше материалов на сайте covid19.fom.ru.
Читайте также:
О самых страшных эпидемиях, автомобильном рынке и выживании кадровых агентств
Как пандемия повлияла на доверие россиян к врачам, чем она похожа на эпидемию СПИДа в США и заменила ли она собой войну