Многие участники закупок боятся подавать жалобы на заказчиков и операторов ЭТП. Одни думают, что это бессмысленно, хотя в третьем квартале 2019 года каждая третья жалоба была признана обоснованной. Другие, что подать жалобу сложно. Да, правовые аспекты 44-ФЗ постоянно модернизируются, но делается это для упрощения закупочных процедур и их юридической стороны. И новые изменения так же направлены на улучшение контрактной системы.
На кого можно подавать жалобу?
Можно жаловаться на действия заказчиков и операторов ЭТП, а после принятия поправок и на банки, которые открывают спецсчета и выдают банковские гарантии поставщикам. Если банк нарушит права поставщика, то его действия обжалуют быстрее — до истечения срока подписания контракта или время подачи заявок. В рамках антимонопольного законодательства ФАС рассматривает жалобы до 30 рабочих дней, а жалобы в госзакупках — до 5.
Кто может подавать жалобу?
До окончания срока подачи заявок подать жалобу могут только зарегистрированные пользователи Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), информация о которых не находятся в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Пожаловаться на содержание документов закупки можно один раз и только в первой половине срока подачи заявок. Исключение — строительные закупки до 2 млрд рублей (ч. 2 ст. 63 44-ФЗ), в которых можно подать жалобу за три дня до окончания приема заявок.
Жаловаться можно и на действия оператора Электронной торговой площадки (ЭТП), но только в первые 5 дней после нарушения. В качестве доказательства нарушения, ФАС принимает только запись экрана от Независимого регистратора.
После окончания срока подачи заявок жаловаться могут только потенциальные победители — т.е., те кто подал заявки. Чтобы успеть подать жалобу в первую половину срока подачи заявок, нужно действовать оперативнее.
Куда жаловаться?
Электронная подача — жалобы можно будет подавать только через ЕИС. Участник закупки должен подписать жалобу квалифицированной электронной подписью и отправить ее через специальную форму. После чего оператор ЕИС разместит жалобу в соответствующий реестр не позднее 1 рабочего дня. С этого момента жалоба считается поданной.
Затем, не позднее двух рабочих дней, контрольный орган размещает информацию о результате — отклонении, принятии, отказе жалобы и т.д.
У участника есть право отозвать жалобу до даты ее рассмотрения, но пожаловаться еще раз на те же действия уже будет нельзя.
Рассмотрение происходит через видеоконференц-связь. Данный формат начал применяться из-за коронавируса, но останется приоритетным и после окончания пандемии. Лично присутствовать на заседаниях тоже можно, предварительно оформив для этого пропуск.