Мягкий налоговый режим — главное преимущество офшоров. Конечно, выгода для бизнеса превращается в потери для бюджета. Правительство беспокоит уход от налогов и отток капитала, и оно предложило решение: сделать офшоры невыгодными. Популярные юрисдикции должны повысить ставки по дивидендам до 15% — и 11 августа уже удалось договориться с Кипром.
В статье разберём, зачем российские компании пользуются офшорами, чем рискуют, какие применяют схемы — и что меняется в 2020 году.
Почему популярны офшоры
Офшор — это страна или отдельная территория, где созданы благоприятные условия для бизнеса:
1. Компании быстро создаются и легко управляются — формальности сведены к минимуму.
2. Административных барьеров и контроля практически нет — можно не опасаться проверок по любому поводу и без повода.
3. Владеть компанией и получать дивиденды можно анонимно — допускается использование номиналов.
4. Низкие или нулевые налоговые ставки — главная выгода, которая привлекает бизнес и капиталы.
Офшоров много, условия разные. Предприниматели стараются найти место, где регистрировать бизнес и хранить деньги будет максимально выгодно и безопасно.
Год Эльбы в подарок всем ИП младше 3 месяцев
Получить подарок
Риски, связанные с офшорами
Офшоры нельзя назвать абсолютно безопасной гаванью для бизнеса и капитала:
1. Проблемы с репутацией. Офшоры нередко ассоциируются с «прачечными», где отмываются незаконные доходы. И именно с офшорами чаще всего связаны самые различные схемы уклонения от налогов, «слива» компаний с долгами и сокрытия истинных бенефициаров.
2. Постоянное давление на офшоры со стороны других стран, как на политическом, так и на экономическом уровне. Отсюда — непостоянство правил игры. Если сегодня офшор предлагает нулевую налоговую ставку, это вовсе не значит, что завтра она будет такой же.
3. Нет 100% гарантии конфиденциальности. Данные может раскрыть банк. Информацию могут добыть и слить хакеры. Обмен информацией по своим каналам происходит между спецслужбами разных стран. Межгосударственные соглашения позволяют напрямую обмениваться налоговой информацией. Поэтому если понадобится, то бенефициаров обязательно установят.
4. Сами офшоры медленно, но верно ужесточают требования. Банки могут потребовать рекомендации, а при отсутствии — отказать в обслуживании. И, наконец, далеко не все контрагенты готовы сотрудничать с компанией, которая числится в офшоре, — велик риск, что она пропадёт и получить своё будет проблематично.
5. Существуют гласные и негласные «черные списки» офшоров, посредников и офшорных компаний. Однажды запятнав себя, даже косвенно, будет крайне сложно отмыться.
6. Чем меньше знаний и опыта, тем больше рисков потерять бизнес и деньги из-за недобросовестных посредников, номиналов и всех прочих, кто вовлечен в офшорную схему.
Оффшорные схемы
Офшорные схемы бывают разные: одни применяют к бизнесу в целом, другие — к отдельным сделкам. Офшор используют и как конечный пункт оседания денег, и как транзитный.
Вот два примера схем:
1. Компания работает в своей стране, но числится в офшоре. Деньги оседают на офшорных банковских счетах и заодно капитализируются. Ставка на налог составляет пару процентов — гораздо меньше, чем в России.
2. Компания импортирует товары. Импорт происходит не напрямую, а через компанию в офшоре. Она продаёт товар российской компании и платит небольшой налог. А российская компания получает цену, какую захочет, поэтому УСН «Доходы минус расходы» или налог на прибыль становятся минимальными.
В обоих случаях компаниям запрещено фактически работать в офшоре. Лишняя конкуренция этим странам не нужна. То есть, зарегистрировать компанию, открыть банковский счёт и платить налоги — можно, а продавать товары и оказывать услуги — нет.
Проблемы и риски в условиях деофшоризации
Привлекательность офшорных схем регулируют за счёт налогового законодательства и межгосударственных соглашений. Межгосударственные соглашения — это, например, соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН).
По умолчанию Россия взымает налоги по месту ведения бизнеса. Поэтому без СИДН использование офшоров не имеет смысла: придётся платить налоги и в России, и в офшоре. Кроме того, такие офшоры имеют плохую репутацию, следовательно, риски выше.
Соглашение об избежании двойного налогообложения — это ещё и инструмент влияния. Яркий пример — текущая позиция России, которая призвала ряд стран пересмотреть условия действующих СИДН и увеличить налоговую ставку по дивидендам и процентам. Если страна отказывается — получает расторжение соглашения. Если соглашается — уравниваются офшорная и российская налоговая ставка (15%) — и привлекательность офшора снижается.
На условия России уже согласился Кипр. На очереди — Нидерланды, Мальта и Люксембург, которые своё решение пока не озвучили.
Конечно, у офшоров всё равно сохранятся некоторые преимущества. Например, привлекательность европейских банков, правовых условий ведения бизнеса и инструментов его защиты никто не отменял. Но уходить от налогов при помощи офшоров становится всё сложнее.
Эльба — это онлайн-бухгалтерия. Помогает предпринимателям на УСН и патенте вовремя сдавать отчётность и считать налоги без ошибок.
Попробовать бесплатно