Найти тему
По Приуралью

Гонка за миражом

Так разыграть опытных инспекторов охраны заповедника, надо иметь талант.

Зимний лес
Зимний лес

Одной из задач, стоящих перед заповедником, является решение вопроса, как меняется численность животных на его территории и, соответственно, какие причины вызывают эти изменения.

Прежде, чем удастся дать на них ответы, надо ежегодно определять численность животных. Некоторых из них можно считать чуть ли не весь год, как например, мышевидных, другие поддаются учету только в определённые сезоны и довольно ограниченные сроки – это учеты птиц по голосам. Для большинства зверей лучшее учетное время – это зима, особенно её конец. День уже заметно увеличивается, снег становится более плотным, поэтому можно пройти большие учетные маршруты, отступают морозы, меньше метелей, заметающих следы, активность животных увеличивается, кроме того, мы получаем данные по плотности населения животных, которые весной включатся в размножение.

Очень важным в учетах на территории заповедника является то, что проводятся они на одних и тех же маршрутах или площадках, каждый год в одни и те же сроки. Обычно в учетах принимают участие одни и те же люди и проходят они из года в год свой постоянный маршрут. Работа эта довольно тяжёлая. Инспекторская служба более привычна к таким нагрузкам, а у некоторых научных сотрудников, к примеру, ихтиолога, эти учеты были едва ли не единственными походами зимой на лыжах, поэтому, естественно и то, что одни проходят свои маршруты легко, другие же – на пределе своих возможностей. Один из таких зимних учетов проводили мы в предгорном районе в междуречье Печоры и Илыча на площади 12 тысяч гектар. Для этого учета собирали с кордонов и с центральной усадьбы заповедника 18 человек инспекторов охраны и научных сотрудников.

Случай, о котором хочу рассказать, произошёл уже после проведения этого учета, когда учетчики уже возвращались на кордоны. Вот одно мне не понятно, этот розыгрыш был импровизацией или он задолго готовился? Уж очень всё аккуратно сложилось.

Лыжня была уже хорошо утоптана нами во время захода на учет, успела застыть, окрепнуть, так что идти было легко, только лыжи передвигай. За день по твердой лыжне прошли кто 30, а кто и все 40 км. До кордона оставалось ещё 11 км. По накатанной лыжне можно было бы их вытянуть даже в темноте, но тогда мы пришли бы на кордон очень поздно, пришлось бы будить хозяев, готовить ужин, размещаться на ночлег. Решили, что лучше уж мы все вместе переночуем в просторной избушке.

Рано утром первым поднялся Павел, вскипятил чай, перекусил и отправился в путь. Ему до своего кордона ещё далеко добираться. Один за другим вставали и выходили на лыжню и другие учетчики. Вообще-то принято ходить всем вместе, но в данном случае до кордона всего-то 11 км, до него всего одна хорошо пробитая лыжня, а если вдруг что-то невероятное случится, так следом пойдут ещё другие учетчики и всегда помогут.

Лесники, в чьём обходе была избушка, сказали, что они здесь немного задержатся, им надо было прибраться, наколоть дров. От предложенной помощи они отказались, мол, сами управимся, а много народу только мешать друг другу будут. Правда, один сотрудник, который и устроил розыгрыш, всё же задержался с ними.

…Я был уже на кордоне, вышел на улицу и увидел, как из леса выкатились два наших инспектора охраны, которые оставались прибираться в избушке. Они были сильно возбуждены, и по ним было видно, что очень быстро бежали. Первый их вопрос:

- «Валерка пришёл?» Валера – это научный сотрудник, ихтиолог, который оставался помогать лесникам в избушке. Я ответил им, что его ещё нет, он же с ними в избушке оставался.

- «Как не пришёл, куда же он подевался?»

Пропажа человека – это ЧП. Надо срочно разбираться и идти его искать. Стали расспрашивать инспекторов, что у них случилось. Инспектора сказали, что Валера помог прибраться в избе, а потом предложил инспекторам: «Я, пожалуй, пойду потихоньку, тем более что вы быстро ходите и меня быстро догоните». На том они и порешили. Он ушёл, а инспектора накололи запас дров и тоже пошли к кордону. На полпути между избой и кордоном лыжня из поймы реки поднимается по короткому, но очень крутому склону наверх. Вот здесь они и догнали сотрудника. Он уже успел подняться, а они только подошли. Валера помахал им рукой, крикнул: «Мужики, догоняйте!» и исчез за кромкой склона. Естественно, у них взыграла кровь – во что бы то ни стало догнать и перегнать его! Сейчас мы ему покажем, как умеют бегать на лыжах инспектора. Быстро одолев подъём, они посмотрели вдоль лыжни, которая в редком лесу просматривалась довольно далеко. Сотрудника не было видно. Ничего, если на 6 км от избы они смогли подойти к нему почти вплотную, то на оставшихся 5 км до кордона уж точно догонят, а главное и перегонят. Рванули в погоню, но как они не наращивали темп, догнать не могли. Так до самого кордона они безуспешно гнались за ним, но не только не догнали, но даже и не видели его. Это их очень удивило, поэтом-то и их первый вопрос был, пришёл ли сотрудник. А когда они узнали, что он вообще ещё не появлялся на кордоне, их удивлению не было предела. На протяжении многих километров лыжня, по которой они пришли, единственная, никаких ответвлений. Человек словно испарился. Куда же он подевался? Решили все же повременить с поисками, тем более что это было в первой половине дня, а проверить 5 км совсем недолго. Прошло где-то полчаса, и неспешной походкой с хитрой улыбкой на лице из леса вышел Валера.

-«Где пропадал? Почему тебя лесники ищут?»

-«Подождите, потом расскажу».

Раз уже все учетчики собрались, то пригласили всех за стол обедать. Вот здесь всё и открылось. Оказывается, после того, как Валера крикнул инспекторам, чтоб они его догоняли, он сделал пару шагов, чтоб его не было с подъёма видно, снял лыжи и засунул их в снег. Рядом с лыжнёй росла густая елка. Валера с лыжни прыгнул к ней и присел в снег. Он видел, как лесники быстро поднялись по склону, всё их внимание было на лыжню, они даже не посмотрели по сторонам, а бросились в погоню, но только здесь за столом они узнали, как их разыграли.

После этого, хохот за столом не затихал довольно долго, а этот розыгрыш вспоминали при каждом очередном совместном учете.

Ваши лайки мне будут приятны.