Найти в Дзене
История России

Вся правда о героях наших любимых сказок. Как Баба-Яга, Змей Горыныч и Кошей Бессмертный связаны с миром мертвых?

Оглавление

Все мы давно привыкли, что сказки всегда заканчиваются добром. На самом же деле это кровавые истории, которые приукрашены эротическим содержанием. Сказки - это один из самых древних жанров фольклора. Изначально сказки передавались из уст в уста, когда еще на Руси не было письменности, и они были предназначены для взрослых. Но потом, когда поняли, что сказки интересны детям, то их содержание редактировали.

Что же на самом деле представляет из себя Баба-Яга и её домик?

Баба-Яга- Это вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» — царства мертвых.

Кадр из сказки "Морозко"
Кадр из сказки "Морозко"

В сказках Баба-яга живëт на краю леса. У древних славян лес ассоциировался со смертью. Баба-яга охраняла границу между мирами живых и мертвых и была проводником душ умерших на другой свет. Отсюда становится понятно, почему одна нога у нее костяная- она стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Тридевятое царство - это загробный мир.

Баба-яга помогала при помощи определенных ритуалов попасть туда. Она топит баню для героя, затем кормит и поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых совсем не подходила для живых. Герой требовал угощения, чтобы тем самым показать, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирал для мира живых, чтобы попасть на тот свет, то есть в то самое тридевятое царство.

Кадр из сказки "Морозко"
Кадр из сказки "Морозко"

Баба-Яга жила в избушка на курьих ножках - это своего рода пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, а к лесу задом, избушка открывала вход в мир мертвых.

Мифологический образ избушки взят из реальности. В древности умерших людей хоронили в тесных домиках — домовинах. Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями — казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Вся правда о Змей-Горыныче и Калиновом мосту.

В христианстве змей — это значит символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея — одна из форм воплощения дьявола. Но, когда на Руси было язычество, змею поклонялись как богу.

Змей Горыныч
Змей Горыныч

Отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня — один из трех богатырей, который «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже — с горами.

Но после набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами кочевника: он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань.

Змей Горыныч является своего рода сторожем около реки Смородины и Калинового моста в мире мертвых.

Река Смородина - это водораздел водораздел между миром живых и миром мертвых.

Калинов мост
Калинов мост

Название реки произошло от однокоренного слова «смрад». Река является тяжелым препятствием для героя, ведь живому человеку трудно попасть в другой мир.

Через реку перекинут Калинов мост. Название моста произошло от слова «раскаленный», так как река Смородина огненная, то мост через нее представлялся докрасна раскаленным. Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых.

Кто такой Кощей Бессмертный?

Даже этимология его имени спорна: с одной стороны, это слово могло произойти от слова «кость», а с другой, от «кощун» (колдун), могло и произойти от слова тюркского «кошчи», которое означает невольник.

Кощей Бессмертный
Кощей Бессмертный

Кощей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кощей похищает невесту главного героя. Как и Аид, Кощей — обладатель несметных сокровищ.

В некоторых сказках Кощею приписывают слепота и ненасытность, что является прямыми характеристиками смерти.

Кощей является бессмертным условно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии. В большинство мифах яйцо золотое. (Это символ Солнца). Из него появляется новая жизнь. Это может быть новая Вселенная, Бог.