Европейские производители электрических батарей готовы воспользоваться «зеленой сделкой», которая является частью пакета мер по восстановлению экономики, согласованного лидерами Евросоюза. Он направлен на поддержку экономики Сообщества после кризиса, связанного с коронавирусом, но для всех в секторе ясно, что будет сложно конкурировать с азиатскими гигантами, которые в настоящее время доминируют на рынке технологий возобновляемой энергии. , пишет Reuters.
Шведская Northvolt и французская Verkor входят в число компаний, которые намерены производить аккумуляторные батареи в больших масштабах. Другие европейские производители нацелены на нишевые сегменты вместо того, чтобы бороться за долю рынка с китайскими и южнокорейскими конгломератами, которые поставляют аккумуляторы для электромобилей. Греческие Sunlight и технологические стартапы, представленные словацкой InoBat Auto и швейцарской Innolith, преследуют именно эту цель.
«В Европе все еще можно иметь крупных производителей аккумуляторов. Для этого нам нужно наверстывать упущенное и развивать инновации намного быстрее, чем другие», - сказал генеральный директор Sunlight Лампрос Бизалас.
Завод его компании в Греции является одним из крупнейших производителей свинцово-кислотных аккумуляторов, используемых в производстве электрических грузовиков, автоматизированных промышленных машин и систем хранения энергии.
Sunlight теперь переключает свое внимание на литий-ионные батареи, но не планирует конкурировать с производителями аккумуляторов для электромобилей, такими как китайская Contemporary Amperex Technology, японская Panasonic и южнокорейская LG Chem, Samsung SDI и SK Innovation.
Вместо этого греческая компания фокусируется на производстве фосфата лития-железа, который используется в аккумуляторах для электрических грузовиков, локомотивов и промышленных роботов.
«Это многомиллиардные рынки. У нас есть очень хорошая возможность выйти на них, поскольку китайские компании в настоящее время сосредоточены в основном на электромобилях», - сказал Бизалас.
В настоящее время Китай производит 80% всех литий-ионных аккумуляторов в мире. Большая часть мощностей, которые будут введены в эксплуатацию в Европе в течение следующих пяти лет, также поступит из Азии.
Но Европейский Союз планирует инвестировать 550 миллиардов евро в инициативы по борьбе с изменением климата и зелеными технологиями в течение следующих семи лет. Эти планы основаны на развитии производства аккумуляторов для хранения энергии, произведенной из возобновляемых источников, и на обеспечении растущей мобильности. На данный момент в нескольких европейских странах, включая Францию, Германию, Словакию и Польшу, разрабатываются как минимум 13 проектов по производству аккумуляторов, которые могут получить европейские субсидии. Однако некоторые из них также являются азиатскими, например завод LG Chem недалеко от Кракова в Польше. Ожидается, что производство электромобилей в Европе вырастет в шесть раз в течение следующих пяти лет, а добавленная стоимость производства аккумуляторов (от добычи материалов через производство до вторичной переработки) достигнет 250 миллиардов евро.
Однако есть европейские компании, которые не думают, что у них есть шанс конкурировать с азиатскими гигантами. Например, словакская компания InoBat Auto, которую поддерживают американская компания Wildcat Discovery Technologies и чешская энергетическая компания CEZ, выбирает другой подход.
Ее генеральный директор Мариан Бочек считает, что европейская автомобильная промышленность стала слишком зависимой от импорта дешевых аккумуляторов из Азии и утратила свой «технологический суверенитет». Производители теперь вынуждены согласовывать дизайн своих автомобилей с батареями, доступными на рынке.
Именно поэтому InoBat Auto намерен предложить на рынке «бутик» решения для производителей высокого класса, у которых есть специальные аккумуляторы для своей продукции. В следующем году компания запустит производственную линию мощностью 100 мегаватт-часов, которая будет расположена рядом с заводами Peugeot, Kia Motors и Jaguar Land Rover в Словакии. В долгосрочных планах - выйти на мощность 10 гигаватт-часов.
Компания будет тестировать химические вещества и прототипы аккумуляторов, адаптированные к конкретным потребностям каждого автопроизводителя.
Эксперты, цитируемые Reuters, непреклонны в том, что батареи следующего поколения должны служить дольше, заряжаться быстрее, быть безопаснее и экологичнее, чем те, которые сейчас представлены на рынке.
В этом направлении работает швейцарская компания Innolith, которая приобрела интеллектуальную собственность американского производителя аккумуляторов Alevo после его банкротства в 2017 году. Его лаборатории в Германии разрабатывают прототип NMC 811, батарею, способную генерировать 315 Вт в час на килограмм веса. В них более низкое содержание кобальта, чем в обычных литий-ионных батареях, а это означает, что они могут обеспечивать больше энергии при меньших затратах. И пока европейские производители ищут пути выхода на международный рынок, азиатские компании пользуются своим доминирующим положением и расширяют свое присутствие на Старом континенте. Первые европейские заводы SK Innovation и Contemporary Amperex Technology (CATL) уже строятся, LG Chem имеет завод в Польше, а Samsung - в Венгрии.
Пока что шведская компания Northvolt - одна из немногих, кто, кажется, может «противостоять» азиатским гигантам. Цель компании - занять 25% европейского рынка аккумуляторов за 10 лет. Для этого потребуется емкость 150 гигаватт-часов - в три раза больше, чем у всех европейских производителей литий-ионных аккумуляторов вместе взятых. В прошлом месяце компания привлекла долговое финансирование на сумму 1,6 млрд евро в дополнение к капитальным вложениям в размере почти 1 млрд евро. В число акционеров входят немецкий автомобильный гигант Volkswagen и американский инвестиционный банк Goldman Sachs.
В следующем году в Швеции откроется первый завод компании мощностью 40 гигаватт-часов. В 2024 году ожидается строительство еще одного завода в Германии вместе с Volkswagen, который будет производить 24 гигаватта батарей в час.
Французский стартап Verkor поддерживается промышленными гигантами: Schneider Electric планирует построить в южной Европе в 2023 году завод мощностью 16 гигаватт-часов. Генеральный директор компании Бенуа Леменан сказал, что в следующем году он будет искать финансирование в размере 1,6 миллиарда евро от частных инвестиционных фондов и банков. По его словам, проект был подготовлен до начала пандемии COVID-19, но вызванный им кризис и планы, связанные с «зеленой сделкой», значительно его ускорили