«Вы подниметесь в квартиру только в том случае, если на окне не будет цветка. Цветок — это провал!». Цветок в окне — сигнал провала советского разведчика — сыграл роковую роль в жизни профессора Плейшнера в нашем любимом фильме «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой (1973). Всего лишь деталь, а последствия оказались непоправимыми: поняв о своей катастрофической ошибке, профессор, чтобы не попасть в руки гестапо, раскусил ампулу с ядом и выпал из окна подъезда. Трагическая история, в которой был замешан цветок.
Режиссеры любят живые цветы и предлагают им то главные, то эпизодические роли. Масштабные зеленые декорации или один, стоящий на подоконнике фикус, — это не просто красивый фон, чаще это обстановка с глубоким смыслом. Посмотрим, какую роль сыграли в этих фильмах актеры-цветы.
Когда звонит незнакомец
Американский триллер 2006 года британского режиссера Саймона Уэста (Simon West) предлагает визуальный мастер-класс драматической истории, которая развивается на фоне прекрасного цветущего оазиса. Идеальная оранжерея живет в этом доме своей жизнью — спокойной, тихой, в мягком освещении, в блеске полированного камня и стекла. В ней европейская олива соседствует с папоротником и асплениумом, филодендроном с бокарней, а водяная лилия в одиночестве нежится на пузырьках журчащей воды... Идиллическая картина, глядя на которую сложно поверить в то, что скоро сад станет единственным местом для спасения от убийцы-невидимки. И с этой ролью он справится на отлично.
...А вот и няня Джил на пороге дома... Все только начинается.
Великий Гэтсби
Можете ли вспомнить что-то более декадентское, чем эта сцена из «Великого Гэтсби», безусловного фильма-красавца 2013 года? Режиссеру Базу Лурману (Baz Luhrmann) удалось сделать прекрасное кино, где каждая сцена словно нарисована кистью.
Леонардо Ди Каприо (Leonardo Di Caprio) в роли Гэтсби превосходен и в этом кадре он блистателен на фоне общей пастельной палитры. Два вида орхидей — Phalaenopsis и Cymbidium Orchids — воплощение утонченности и самодостаточности во флористике. В обычной жизни одной орхидеи вполне достаточно, чтобы в доме появился изысканный штрих. Но здесь их так много, что кажется — жди подвоха. Вы заметили, что цвета французского десерта — макарон перекликаются с оттенками каскадных букетов? Картина неспроста выглядит экстраординарной и даже навязчивой. А теперь посмотрите на выражение лица Гэтсби. Нахмуренное, недовольное, разочарованное... Оказывается, даже в очень красивой обстановке не всегда можно быть счастливым. Цветам это известно. И эта роль у них удалась.
Леон
Безжалостный профессиональный убийца Леон знакомится со своей юной соседкой Матильдой, ставшей сиротой — ее семью расстреляли полицейские, замешанные в торговле наркотиками. Жан Рено (Jean Reno) и Натали Портман (Natalie Portman) — дуэт двух звезд в фильме Люка Бессона (Luc Besson) «Леон» (1994).
Одиночный хитмен прицеливается и убивает недрогнувшей рукой очередную жертву, а возвращаясь домой, проявляет удивительную и слегка ненормальную нежность к своей «лучшей подруге» — «серебряной королеве» аглаонеме. Она живет среди обшарпанных стен под грязными занавесками окна в свете старого перекошенного под пьяным углом абажура. Унылое место, безнадежное, слишком мрачное для прекрасного цветка... Он — жестокий киллер, молчаливый паж, любящий свою «королеву». Она — символ надежды и искупления человеческих грехов. Прекрасная роль!
Александр
Взгляните на этот волшебный сад Оливера Стоуна (Oliver Stone) в его фильме «Александр» (2004). Он напоминает висячие сады Вавилона — одно из семи чудес света. Существовали ли они когда-либо? Никто об этом не знает. Но глядя на этот кинематографический сад, поверишь в то, что они были на самом деле. Возможно, в них росли банановые пальмы муса баджо и созревали финиковые деревья, переплетались между собой лианы и ползли по каменной древней кладке плющи... Много-много-много живой зелени и ярких красок — историю великого полководца Александра Македонского иначе и нельзя было преподнести.
Служебный роман
Этот советский офис в фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1973) больше похож на общежитие, чем на учреждение, в котором занимаются статистикой. В нем не только работают, но и находят (или теряют) любовь. Женщины пудрят носики, покупают дефицитные нейлоновые колготы, читают чужие любовные записки, сплетничают и обсуждают в коридорах начальницу-мымру Калугину и потерявшую голову Оленьку Рыжову...
Ну какой еще должна быть обстановка, как не домашней? Герань, пожалуй, самый излюбленный и распространенный цветок, который можно было встретить в советских домах. И Рязанов предоставил ему маленькую эпизодическую роль второго плана, которая усиливает образ одинокой женщины, соскучившейся по любви.
Любовь и голуби
― Отпустите меня, Раиса Захаровна.
― Не убивайте меня, Василий. Я знаю, мы с вами из разных социальных пластов. Но ведь нас судьба свела.
― Да кака судьба? По пьянке закрутилось — и не выберешься.
Эх, Василий, Василий... Владимир Меньшов поставил в этом кадре нашей любимой комедии «Любовь и голуби» (1985) кактус. И похоже, он сыграл определяющую роль в любовном треугольнике. Опунция, уколовшая запутавшегося в чувствах деревенского «героя-любовника», расставила все по своим местам и показала, насколько разные люди — Клара Захаровна и Василий Кузякин.
― Ты идешь к этой горгоне?
― Не, я к жене.
Если вам этот пост показался нескучным, то буду рада лайку и подписке на мой канал. Спасибо!
Жизнь — самое веселое, что может быть, если не терять чувства юмора даже в самых экстремальных ситуациях.