Найти тему
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

Привидение на балконе

Автор: Наталья Винярская

– Викуся, зайка, скажи папе… опять… кто-то на балконе… я боюсь, – послышался в трубке взволнованный шёпот бабушки.

«Зайка», двадцатилетняя студентка Вика, поспешила в комнату родителей.

– Опять что ли? – заметив телефон в руках у дочери, вздохнул Олег и начал одеваться.

С некоторых пор ночные звонки от его перепуганной матери стали традицией. Олег регулярно ездил к ней, разумеется, никого на балконе не находил, демонстрировал фантазёрке пустой балкон, а назавтра всё повторялось.

– Надо бы врачу её показать, да как-то неловко, ещё обидится… – размышлял Олег.

Однажды Вика не выдержала:

– Напрасно, папа, ты думаешь, что у неё крыша поехала. Ничего подобного! Бабушка вполне здравомыслящий и вовсе не старый человек. Сам посуди: разве могла бы она руководить целой лабораторией в НИИ!? Это всё-таки не номерки в раздевалке выдавать! Если она так перепугана, значит, для этого есть причины. Как хотите, а я переезжаю к бабушке!

– Хорошо! – неожиданно быстро согласился Олег: возможно, ему просто надоели бессмысленные ежевечерние поездки. – Только будь осторожна, в случае чего звони мне.

Жене, которая пыталась воспротивиться Викиной затее, он тихонько сказал, что ничего опасного там нет, всего лишь причуды пожилого человека.

– И бабушке веселее, и до института Вике ближе, – заключил Олег.

На следующий же вечер, в субботу, внучка с бабушкой пили чай с вареньем и играли в «Эрудит». Девушка нарочно села лицом к балкону и время от времени осторожно бросала в его сторону внимательный взгляд. Уж очень хотелось разобраться с бабушкиными страхами!

Олег считал, что у бабушки всего лишь обман зрения: яркий свет от уличного фонаря попадал в балконное окно второго этажа сквозь переплетение ветвей деревьев, а ветви шевелились от ветра. При этом появлялись причудливые подвижные тени, которые при желании можно было принять за что угодно. Но так было всегда, деревья не вчера выросли. Поэтому Вика сразу откинула предположение отца. Она верила бабушке: что-то странное происходит на самом деле. Вот только что и зачем?

Стараясь, чтобы бабушка не видела и не волновалась, Вика в первый же день обследовала балкон. Он был общий с соседями, но имел надёжную, высокую перегородку посередине. Так раньше иногда строили. Соседскую половину Вика внимательно осмотрела, перегнувшись через перила, сбоку, хотя смысла особого в этом не было: та квартира уже давно пустовала.

Застекление балкона решило бы все проблемы, но бабушка была против. «Балкон должен быть на улице, а не в квартире, – говорила она. – На балконе я хочу дышать настоящим воздухом!».

Незаметно от внучки она тоже поглядывала в сторону балкона, но оба выходных дня прошли без приключений. Бабушка немного успокоилась и даже начала улыбаться:

– Оставайся, Викуся, у меня насовсем. Балконный гость тебя боится и не появляется.

В понедельник, забрав газету из почтового ящика и поднимаясь на свой этаж, Вика услышала звук поворачиваемого ключа. В следующее мгновение она чуть не столкнулась с молодым человеком, бегущим вниз.

– Ой, простите, – пробормотал он и выбежал на улицу, Вика даже не успела его как следует разглядеть. Кто это? Явно с их второго этажа, но ни в одной из трёх квартир нет мужчин!

– Бабушка, мне показалось, что из нежилой квартиры только что вышел человек! И ещё, за той дверью я слышала какой-то скрип и вроде бы шаги!

– Маловероятно, зайка! Я ни разу в окнах свет не видела. Надо бы позвонить в домоуправление. Уж они-то должны знать, живёт кто-нибудь в квартире или нет.

Ужинали в тот вечер, поглядывая на экран телевизора, где повторяли один из любимых бабушкиных детективов. Вдруг с балкона донёсся негромкий глухой звук, будто что-то упало на пол. Вика вздрогнула и посмотрела на балконное окно. Она оцепенела: большая чёрная тень заслонила свет от уличного фонаря, в комнате стало темно. Света от телевизора было недостаточно, чтобы что-то увидеть, но… Вика явственно чувствовала на себе чей-то взгляд, её словно гипнотизировали. Самих глаз не было видно, пока они не …зажглись и тут же не погасли…

Вика непроизвольно схватилась за бабушку, забыв, что не хотела её волновать. Бабушка вскрикнула, повернувшись к окну. «Это оно!» – прошептала она, прижав руки к груди. Вика схватила телефон, чтобы позвонить отцу, но в комнате внезапно посветлело. Уличный фонарь, как обычно, светил сквозь переплетение ветвей, и Вика поймала себя на ощущении, что наблюдала что-то нереальное, чего не может быть. А может ничего и не было?!

Страх постепенно прошёл, и Вика выглянула на балкон. На полу лежало яблоко, это его удар о кафель она слышала. Ни малейшего ветерка не наблюдалось. «Не с чего было ему со стола падать! Его столкнуло это… существо?!» – подумала девушка.

Когда Вика вернулась в комнату, бабушка расставляла чашки и сладости к чаю. Руки её немного дрожали, но она изо всех сил старалась показать, что всё в порядке.

Перед сном Вика позвонила отцу:

– Папа, я видела… Это не игра теней, оно действительно существует. Тёмная фигура и страшные, гипнотизирующие глаза. Я не поняла, живое оно или сделано руками человека, но выглядит жутко... А ещё, папа, мне кажется, что я видела человека, выходившего из соседней квартиры...

– Нет, нет, Викуся, хозяева работают за границей, я их хорошо знаю. Это они подсказали, что рядом квартира продаётся, когда мы искали жильё для бабушки.

В последующие дни странное «привидение» не появлялось, но Вика решила пока не оставлять бабушку одну. При свете дня, размышляя о странной «тени с глазами», она приходила к выводу, что всё это ерунда, чья-то шутка, вроде тыквы на Хэллоуине, но вечерами… её храбрость куда-то девалась. Она заметила, что боится смотреть в сторону балконного окна и готова в любой момент зажмуриться, как в детстве при виде чего-то страшного.

Осень была в самом разгаре. Холодало, шли бесконечные дожди. Листья дружно сыпались на землю, обнажая ветви деревьев возле балкона. На улице рано темнело. В доме включили отопление. Для отдыха и чаепития балкон давно уж не использовался, теперь, как и у многих хозяек, он служил погребом. Пока не начались заморозки, бабушка держала там овощи, фрукты и только что приготовленную еду – борщ, котлеты, компот.

Бабушки не было дома, когда Вика опять услышала со стороны балкона посторонний звук, будто на кафельный пол упало что-то металлическое. Девушка осторожно приоткрыла балконную дверь. Свет от уличного фонаря, прошедший через переплетение ветвей, освещал стол, покрытый клеёнкой. На столе стояла кастрюля с ещё горячей тушёной капустой… без крышки. Крышка лежала на полу. Пришедшей бабушке озадаченная Вика ничего не сказала. Сама крышка упасть не могла. Значит, ей… помогли?!

На следующий день с утра бабушка отправилась на рынок за овощами и фруктами.

– Зимой всё будет привозное, химикатами обработанное. Надо успеть порадовать свой организм настоящими витаминами, – сказала она внучке.

А ещё бабушка купила кусок говяжьей печёнки. Уж очень вкусно она умела её жарить – с луком, со сметаной.

– Давай маму с папой позовём на ужин, – предложила она.

Вечером, приготовившись жарить печёнку, бабушка решила сбегать в магазин: ей показалось, что может не хватить сметаны. Вика в это время готовилась к лабораторке и слушала музыку. Из-за наушников первую часть драмы она прозевала. Но в какой-то момент, когда музыка стихла, до неё донёсся шум с балкона. Девушка сняла наушники и услышала:

– Мишка, убью!

Забыв об осторожности, Вика распахнула балконную дверь. С утра шёл снег, он лежал на полу, на столе, на перилах. И на этом свежевыпавшем снеге виднелись бурые пятна. Неужели кровь?! На соседнем балконе стоял вроде бы тот самый парень, которого она видела в подъезде. Он перегнулся через перила и смотрел вниз, потом резко повернулся и крикнул кому-то, находившемуся внутри:

– Ну, Мишка, придушу своими руками!

Он шагнул с балкона, но заметив Вику, приветливо махнул ей рукой:

– Привет, соседка!

Вика отшатнулась в ужасе: его руки, одежда и даже лицо были покрыты такими же бурыми пятнами! Опомнившись, она влетела в свою комнату, захлопнув балконную дверь, и дрожащими пальцами набрала номер полиции:

– У нас убийство! Скорее!

Потом она позвонила отцу. И вдруг её бросило в жар: «А как же бабушка? Она идёт домой со сметаной и ничего не знает. А этот маньяк может выскочить на лестничную площадку…»

Вика набрала номер бабушки:

– Ты где? Бабуля, миленькая, не входи в подъезд! Наш сосед – убийца!

– Вызови полицию и запри все двери! – скомандовала бабушка, не задавая лишних вопросов.

«Молодец она у нас! Не то, что я… – подумала Вика. Перед её глазами снова отчётливо предстал окровавленный сосед. – Как он мог вот так запросто сказать «привет»? Он… ненормальный?!»

Страх с новой силой охватил её. Вика сидела с ногами на диване, накрывшись пледом, и дрожала: одно дело – ненастоящие убийства в телевизоре, а другое – наяву, почти на её глазах.

Она услышала, как приехала полиция, потом в квартиру вошли папа и бабушка.

– Вика, иди сюда! – позвал Олег, заглянув в соседнюю квартиру.

– Нет, нет, ни за что! – испуганно возразила девушка.

– Да не бойся, ничего тут страшного нет. И ты, мама, заходи! – обратился он к бабушке.

Завернувшись в спасительный плед, Вика неуверенно шагнула к соседней квартире. Но Олег выглядел спокойно, а вышедшие из квартиры полицейские даже улыбались.

Предполагаемый убийца сидел на диване, всё такой же, покрытый ржавыми пятнами крови, и держал на коленях… лохматого серого кота.

– Это Максим – племянник хозяина квартиры, а это – Мишка! – пояснил Олег. – Это его Макс грозился убить.

– Так за дело же! – улыбнулся Макс. – Он же у вас утащил печёнку с балкона. Я принялся отнимать. Из пакета течёт, весь извозился, пока отобрал. Хотел вернуть вам что осталось, а этот хулиган как прыгнет на меня: «Отдавай мою добычу, хозяин!» Я и уронил от неожиданности пакет вниз, на землю. Вот тогда я и заявил, что убью обормота!

– Дворовые коты небось уже всё слопали. Вы уж простите нас, пожалуйста, – виновато закончил парень и погладил кота. – Печёнку я завтра куплю и верну вам.

До Вики наконец дошёл смысл произошедшего. – «Фу, как неловко! Ну и дура я, ещё и полицию вызвала»!

– Значит, добытчик остался ни с чем? – разрядила обстановку бабушка. – Хорошо, что у меня не вся печёнка лежала на балконе, так что ужин не отменяется. Максим, приходите к нам с Мишкой по-соседски. К тому же у нас к вам есть кое-какие вопросы.

. . .

Вечером вся семья наслаждалась печёнкой, которую бабушка предусмотрительно припрятала и тем самым спасла. Были на ужине и Максим с Мишкой. Разумеется, кот без печёнки не остался. Бедолага так и не понял, почему эту вкуснятину то отбирают у него, то наоборот предлагают.

Наевшись, кот забрался на колени к бабушке и замурлыкал.

– И такого славного зверя я боялась?! – смеялась бабушка.

Оказалось, что Максим часто уезжал в небольшие командировки и оставлял питомцу все двери в квартире открытыми, чтобы не скучал. Ему даже не приходило в голову, что его хвостатый толстяк научится выбираться через форточку на балкон и, балансируя на узких перилах, навещать соседей, особенно, когда у них лежит что-то вкусненькое. То-то бабушке показалось однажды, что сосисок стало меньше.

В разговоре выяснилось то, что Олег уже знал: бывшие соседи решили остаться за границей и подарили свою квартиру племяннику. Так Максим неожиданно для самого себя обзавёлся квартирой. И наконец раскрылась последняя тайна: парню после студенческого общежития пока что хватало одной комнаты, которая выходила на другую сторону дома, вот почему никто не видел свет на этой стороне.

С этого дня, заметив «привидение» на балконе, бабушка спешила открыть перед ним дверь. У неё всегда было припасено угощение для хвостатого гостя. Все её страхи улетучились, и Вика в общем-то могла вернуться домой. Но что-то её здесь держало, или кто-то, и не только кот…Что было дальше, догадаться нетрудно: вскоре перегородка на балконе стала ненужной…

Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и автора подарком.