Бывают люди, которых трудно заменить. Они обладают уникальными компетенциями и справляются со своей работой лучше всех. Они профи. Они талантливы. И иногда вместо одного такого нужно нанять пятерых, чтобы они хоть как-то вывезли весь объем. А есть люди незаменимые. По одной простой причине: никто не понимает, чем они занимаются, но всерьез опасаются того что, если их не будет всё пойдет прахом.
Каждый раз, когда я слышу о том, что у какого-то сотрудника или у какого-то подразделения очень сложная работа, то первым делом прошу выделить цели, на которые они ориентированы и операции, которые они постоянно совершают.
И чаще всего оказывается, что операции, как бы их ни пытались усложнить, не так уж разнообразны. А вот целей большинство не понимает.
А устроены мы таким образом, что если не понимаем своего предназначения, то обязательно его придумаем. Но чаще всего, придумаем нечто эмоциональное. Так что, наслушался я всякого. И "мы работаем, чтобы удовлетворить клиента", и "я обеспечиваю всех информацией", и даже "я решаю вопросы". И это вместо "мы делаем планограмму выкладки товара таким образом, чтобы клиент в первую очередь увидел самый нужный ему и самый выгодный для нас товар", и вместо "я сообщаю по запросу коллег или клиентов актуальное состояние заказа", и вместо "я оформляю документы для суда и выступаю в арбитраже".
Если же происходит переход к конкретным формулировкам, то работа, которую выполняют люди, становится совершенно понятной. У нее появляется четкий перечень операций, понятный алгоритм их выполнения и критерии качества. И появляется легкий и понятный механизм оценки загруженности и сотрудников, и подразделений. Ведь выполнение каждой части алгоритма занимает вполне определенное время. А количество запросов и действий можно легко посчитать.
И многим это не нравится. Точнее, не нравится почти всем, кроме генерального руководителя и собственника. Да и им не всегда.
Попробуйте зайти в пару подразделений и спросить у людей для чего они там сидят. И по ответам сможете понять, насколько они незаменимы.