Опять не получается сочинение? Причины, конечно, могут быть разные, от «нет мыслей» до «ничего не читал» — эти отговорки оставим за бортом. Но если вы всерьез настроены успешно решить эту задачу, скорее всего, дело в другом — вашей работе не хватает структуры. А чтобы выстроить структуру, необходим тезис — именно с тезиса начинаются все рассуждения. Без тезиса сочинение разваливается, структура рассыпается, текст трещит по швам. Итак, учимся писать тезис и составлять тезисный план, чтобы ваши умные мысли не захлебнулись в волнах вдохновения.
- Тезис — это главная мысль, которую вы дальше будете доказывать на протяжении всего текста. Тезис представляет собой утверждение или ответ на вопрос, заданный темой сочинения. Он размещается в самом начале текста либо сразу после вступления.
- Тезис должен быть чётким и кратким. В идеале — одно предложение, максимум — два, если избегаете сложных синтаксических конструкций.
- Тезис задает траекторию движения мысли: если хотите получить баллы за логику изложения и смысловую цельность, ваша мысль должна развиваться последовательно, от точки А к точке Б, а не перескакивать с предмета на предмет и не крутиться вокруг своей оси (смысловые повторы в сочинении ни к чему).
- Если в сочинении нет тезиса, то, по сути, вам нечего доказывать. Без точного утверждения весь текст представляет собой набор фраз, почерпнутых из сборников готовых сочинений (в лучшем случае) или бессвязные рассуждения.
- Тезис должен быть подкреплен доказательствами — примерами и аргументами. На основе тезиса составляется план всего сочинения.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН И КАК ЕГО СОСТАВИТЬ
Тезисный план необходим, чтобы ваше сочинение представляло собой единое по смыслу, логичное по структуре, цельное и доказательное законченное высказывание. Наверняка и вам неоднократно доводилось «растекаться мыслью по древу», «начать за здравие, а кончить за упокой», «блуждать в трех соснах» — что, переводя на язык критериев, по которым вас будут оценивать, значит:
— нарушать логику рассуждения;
— отступать от заданной темы;
— подбирать аргумент, не соответствующий утверждению;
— допускать смысловые повторы и логические несоответствия (второй аргумент не дополняет первый либо противоречит ему).
Тезис как компас, стрелка которого всегда указывает на север и помогает вам не сбиться с пути. Переходя к новому абзацу, не поленитесь перечитать тезис — это правда работает!
- Если тема сочинения представляет собой вопрос (например, Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми?), то тезис — это ответ на вопрос.
- Если предлагается написать сочинение-рассуждение (например, Согласны ли вы с утверждением… или Важно ли уметь прощать?), то тезис — это ответ на вопрос и объяснение ПОЧЕМУ? (Да/нет/важно/не важно, потому что…).
- Если видите, что работа требует привлечение большого количества материала, на котором вы будете раскрывать тему (например, пишете доклад или большое обзорное сочинение), разбейте тезис на несколько утверждений, в которых вы изложите основные положения своей работы.
- Использовать для доказательств весь материал, которым вы располагаете, совсем не обязательно, тем более в формате экзаменационного сочинения, жестко ограниченного по времени. Уметь структурировать материл — это важно. Но не менее ценное умение — отсекать лишнее. Сосредоточьтесь на двух самых доказательных и иллюстративных примерах, которые хорошо дополняют каждое ваше утверждение, на остальные произведения можно просто дать ссылку. После того как вы составите тезисный план, сделать это будет гораздо легче!
Итак, подведем итог!
- Тезис — это утверждение, которое вы будете доказывать. Утверждений может быть несколько, главное, чтобы они взаимно не противоречили, а дополняли друг друга.
- Тезис нуждается в доказательствах (примерах-аргументах). Они не должны быть искусственными или натянутыми, а должны точно иллюстрировать ваше утверждение.
На основе тезиса составляется тезисный план сочинения, который помогает:
— структурировать материал;
— убрать лишнее, сосредоточиться на главном и ничего не забыть;
— избежать логических неувязок и смысловых повторов;
— выстроить единое по смыслу, логически стройное и законченное рассуждение.