Найти в Дзене

Трудно быть богом. Аркадий и Борис Стругацкие

Оглавление
Стисни зубы и помни, что ты замаскированный бог, что они не ведают, что творят, и почти никто из них не виноват, и потому ты должен быть терпеливым и терпимым…

Впервые с повестью Аркадия и Бориса Стругацких "Трудно быть богом" я познакомился еще школьником. Тогда она показалась мне своеобразной сказкой с донами-рыцарями и приключениями на неизвестной планете (ну прямо как в фильме-экранизации 1989 года). Но, как отметил однажды современный мудрец: Стругацких надо читать вдумчиво, а через пару лет обязательно перечитывать... Особенно если эта книга культовая.

Кратко о сюжете произведения

Действие повести происходит в далеком будущем, когда люди достигли значительного развития и технологического превосходства. На планете, удивительно похожей на Землю, идет "Средневековье". Население её ничем не отличается от обычных землян. Группа исследователей внедряется в общество для наблюдения за его развитием, историческими процессами в нем протекающими. К слову, история, в новом её понимании, превращается в дисциплину экспериментальную.

Public Domain
Public Domain

Дон Румата Эсторский, он же историк Антон, проживает в Арканаре уже более 5 лет. Ему поставлена задача не пытаться изменять ход событий, а лишь фиксировать их. Все ученые на планете хорошо подготовлены, имеют специальные устройства для передачи данных. Благодаря своему "происхождению", Румата-Антон вхож в правительственные круги, на равных способен общаться с донами и баронами. Более того, главный герой вполне освоился и в бытовом отношении. У него есть свой верный мальчик-слуга Уно, возлюбленная Кира, дом. Когда первый министр королевства дон Рэбо затевает переворот, то главный герой уже никак не может оставаться сторонним наблюдателем.

Главный герой и его психологическая трансформация

Необходимо отметить, что одной из основных задач дона Руматы в повести является спасение от гонений на лиц просвещенных (ученых, поэтов, изобретателей). Это придает его работе гуманистическую направленность и одновременно ставит перед каждодневным выбором.

Главный герой не имеет права вмешиваться в окружающие события и принципиально менять ход их течения. Но чем дольше он там находится, тем больше растет желание переступить запрет. В душе Руматы сталкиваются два начала: четкая инструкция и стремление к справедливости, нравственности.

Эдвард Жентар в роли дона Руматы
Эдвард Жентар в роли дона Руматы

Как отмечал Павел Гуров в статье "Психологический анализ повести братьев Стругацких "Трудно быть богом":

Происходит трансформация Антона - сначала Бог, потом частично кусок данного мира, ну и в конце реакция мести обычного, доведенного до отчаяния, человека.

Отправляясь в дворец дона Рэбы после гибели Киры и устраивая кровавое побоище, главный герой словно бы доказывает, что быть богом - непросто, а подчас и невозможно.

Экранизации повести

Впервые попытка экранизации повести была предпринята в 1989 году международной командой из СССР, ФРГ, Франции и Швейцарии. Стругацкие настаивали на привлечении отечественного режиссера, но Совинфильм остановил свой выбор на немце Петере Фляйшмане. Последний привлек к съемкам польского актера Эдварда Жентару на роль дона Руматы. Картина авторам не понравилась. Но все, вероятно, познается в сравнении...

Фрагмент экранизации 1989 года
Фрагмент экранизации 1989 года

Экранизация 2013 года А.Ю. Германа вызвала неоднозначную реакцию поклонников творчества Стругацких (и это даже несмотря на целую кучу наград и премий). Фильм сильно отходит от сюжета повести и, на взгляд ряда критиков, абсолютно не отображает её философии. Да, бесспорно, всё снято довольно натурально, но за крайней формой натурализма будто ускользает главная идея. Возможно Ваш покорный слуга не дорос до уровня концептуального понимания подобных картин, но признаюсь - меня хватило ровно на 15 минут просмотра данной экранизации.

Леонид Ярмольник в роли дона Руматы Эсторского в экранизации А.Ю. Германа, 2013
Леонид Ярмольник в роли дона Руматы Эсторского в экранизации А.Ю. Германа, 2013

По нашему мнению, адекватной экранизации повести не пока существует (а может ли она существовать?)

Тем не менее, рекомендуем ознакомиться с обоими фильмами (только обязательно уже после прочтения повести) и сделать свой вывод самостоятельно. Благо они есть в открытом доступе даже на платформе YouTube.