Киевская крепость – один из архитектурных памятников украинской столицы, построенный в XIX веке для защиты западных рубежей Российской империи, неотъемлемой частью которой были и земли Малороссии, или Юго-Западной Руси. При Советской власти, в 1927 году, крепость стала частью Музея истории Киева.
После 1991 года, уже в «самостийной» Украине, архитектурный комплекс «Киевская крепость» активно используется для написания новой, отдельной от России, истории страны. Рассмотрим только последний пример – размещённый на интернет-странице музея очередной фильм из телецикла «Невiдома Украïна» под названием «Украина и Польша. Две великих державы, два великих народа, порабощённые Российской империей» и соответствующую «научно-экскурсионную» деятельность.
Польские восстания позапрошлого века – излюбленная тема националистической пропаганды. Здесь следует напомнить, что около трёх тысяч мятежников находились в Киевской крепости в заключении (кстати сказать, в более чем комфортных условиях), а некоторые из них были всё же казнены по приговору суда за совершённые преступления. Принимая во внимания вектор актуальной «политики памяти» на Украине и в Польше, мы понимаем, что современным фальсификаторам здесь явно есть на чём разгуляться, выпячивая выгодные им факты и замечая нелицеприятные.
Так, по версии старшего научного сотрудника музея Валентины Тимошенко, в 1830 году свободолюбивые польские шляхтичи восстали против кровавого царского режима. Кто бы спорил, романовская империя не была раем на земле, как и любая другая. И тем более – ангелами во плоти никак не были её враги. Однако о планах «повстанцев» захватить всю Украину, об их безуспешных попытках вовлечь в свои кровавые преступления местных крестьян, о казнях несогласных с террористическими методами, о поджогах православных церквей – об этом, разумеется, ни слова. Равно как и о планах мятежников превратить в поляков-католиков значительную часть жителей украинских и белорусских земель, предполагавшихся к включению в «Речь Посполитую от можа до можа» в границах 1772 года.
О том, как это делалось, хорошо свидетельствует хотя бы действия банды авантюриста Юзефа Заливского вторгшегося в 1833 году в пределы нынешних Украины и Белоруссии. Методы, которыми он действовал против местного населения, без всяких экивоков можно считать террористическими.
Причину поражения восстания 1830 года в том пани Тимошенко видит в том, что поляки не смогли превратить своё выступление в народную войну. Это ли не признание чуждости польских интересов народу? А если так – почему не сказать бы об этом прямо? Почему бы не рассказать о несчастливой судьбе обречённых на ассимиляцию украинцев в случае победы «белых и пушистых» польских повстанцев? Никакой свободы крестьянству польская шляхта предоставлять не собиралась – скорее наоборот. А широко тиражируемый клич «За вашу и нашу свободу» – не более чем рассчитанное на наивных простачков пропагандистское прикрытие. Под него банды кинжальщиков (sztyletnicy) и вешателей исподтишка творили свои чёрные дела, о чём «научные сотрудники» «Киевской крепости», понятное дело, помалкивают. Между тем, даже польская «Википедия» пишет: «Деятельность кинжальщиков оказала влияние на формирование терроризма в Российской империи на переломе XIX – XX вв.».
«В Косом капонире [музея «Киевская крепость»] находится экспозиция, посвящённая польскому национально-освободительному восстанию 1863 г. В наше время на крепостной стене установлен памятный крест, мемориальные таблички с именами расстрелянных командиров польских повстанческих отрядов на украинском и польском языке»,
– рассказывает пани Тимошенко. Таким образом, музей «Киевская крепость» де-факто превращён в инструмент героизации пришлых преступников и террористов. Появятся ли там памятные таблички с именами убитых поляками православных священников и крестьян? Будет ли список сожжённых фанатами химеры «Речи Посполитой» православных церквей и крестьянских хат? Ведётся ли список павших в боях с террористами царских солдат, среди которых, наверное, подавляющее большинство составляли уроженцы Малороссии? Где экспозиция в честь уроженца Полтавы Ивана Паскевича – Эриванского, светлейшего князя Варшавского, руководившего штурмом нынешней польской столицы в ходе подавление мятежа 1830 года?
Или всё это историей Украины теперь не считается? Если так – то никакая это уже не Украина, а «восточные кресы» Речи Посполитой, предназначенные для дальнейшего порабощения и колонизации «ясновельможными панами».
Делитесь комментариями, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал!