Две страны более разделены, нежели объединены.
Протесты в Белоруссии, похоже, теряют силу. Светлана Тихановская в настоящее время находится в Литве, возможно, депортирована властями. Многие недоумевают, почему белорусы не могут избавиться от своего президента, ведь украинцам удалось это сделать дважды. А вот Белоруссия и Украина - совершенно разные страны.
Как это возможно, что белорусы не могут избавиться от Лукашенко, хотя протесты на Украине свергнули двух президентов? Белоруссия и Украина не так похожи, как может показаться на первый взгляд. Ситуация двух стран на самом деле более разделена, чем взаимосвязана.
Предполагается, что оба государства являются бывшими советскими республиками, получившими независимость в 1991 году. Обе страны сталкиваются с теми же проблемами, что и большинство стран бывшего Восточного блока. Белоруссия и Украина имеют общие черты, такие как сложные и непростые отношения с Россией, неудачная трансформация политической системы или правительство, проявляющее автократические тенденции. Однако этого недостаточно, чтобы рассматривать недавние протесты в Белоруссии через призму Майдана на Украине.
Белоруссия и Украина - совершенно разные страны по своему политическому устройству и культуре
Прежде всего, Украина никогда не была такой типичной диктатурой, как Белоруссия при Александре Лукашенко. Да, и Леонид Кучма, и в меньшей степени Виктор Янукович проявляли автократические наклонности. Однако они так и не приблизились к полной мощности своего белорусского коллеги.
Нельзя отрицать, что оба украинских президента не только придерживались сильно пророссийского курса, но и в полной мере использовали постсоветские методы осуществления власти. Речь идет не только об использовании государственных органов для борьбы с оппозицией, но, собственно, прежде всего, о коррупции и хищении национального богатства. В самом буквальном смысле этого слова, это стоит подчеркнуть. Более того, и Александр Лукашенко, и Владимир Путин также грабят свои страны, накопив многомиллиардные состояния.
Разница между Лукашенко и другими европейскими автократами, настоящими или претендующими, весьма существенна. Президент Беларуси даже не пытается делать вид, что демократия в его стране - это не просто фасад. В 1996 году он внес поправки в конституцию Белоруссии.
После их вступления в силу президент обладает почти абсолютной властью в Белоруссии. В то же время элементы, которые считались основами демократического правового государства, исчезли из системы этого государства. Например, исчезли политический плюрализм или тройное разделение властей и баланс отдельных органов власти.
Украина с самого начала имела реальную политическую сцену, оппозиция в Белоруссии гораздо слабее и менее организованна
Еще одним отличием Украины от Белоруссии является стабильность баланса сил. Александр Лукашенко находится у власти с 1994 г. За это время большинство выборов в Белоруссии могли быть сфальсифицированы. Его страна является советским музеем под открытым небом с точки зрения политической и экономической системы. Однако следует признать, что сегодняшний диктатор пришел к власти менее честно.
Он пообещал соотечественникам, среди прочего, положить конец "воровской реприватизации", урегулировать экономические скандалы - и укрепить экономические и политические связи с Россией. В тот момент в истории он мог показаться вполне разумным выбором. Особенно с точки зрения белорусов с сентиментальными воспоминаниями о расцвете Советского Союза.
Политическая сцена Украины достаточно динамична. Даже если во время выборов имели место серьезные нарушения, крупные, организованные полит. партии участвуют в борьбе за власть. У побежденных политиков нет другого выбора, кроме как уйти в отставку. Если они не хотят этого добровольно, граждане готовы заставить их сделать это. Евромайдан на рубеже 2013 и 2014 годов не был бы без успеха "Оранжевой революции" 2005 года.
Если кому-то интересно, есть ли вообще какая-то польза от политических партий, то Украина будет лучшим тому доказательством. Только оппозиция способна организовать массовые протесты против власти.
Белоруссия и Украина отличаются, прежде всего, совершенно разным историческим опытом.
Однако у украинцев гораздо более давняя традиция сопротивления нежелательной власти. Это, несомненно, подтверждается украинской историей.
Роль мифов, однако, не заключается в строгом следовании историческим фактам. С украинской точки зрения, речь идет о том, чтобы почтить память тех, кто боролся за свободную Украину. Это относится и к украинским националистам. Эта традиция сопротивления России жива и по сей день. Националистический эквивалент там, наконец, создал добровольческий батальон, который фактически боролся с "русским вторжением".
Как это связано с Белоруссией? Эта нация не была так сильно затронута историей, как украинцы. Построению своей идентичности после распада независимости после 1991 г. активно противодействовал Александр Лукашенко. Президент Белоруссии окончательно отдал предпочтение советской символике - отсюда флаг и герб страны сегодня. Бело-красно-белые цвета - символы, используемые оппозицией.
Александр Лукашенко заранее подготовился к попытке повторить украинский сценарий у себя
Сегодня Белоруссия и Украина со времен обоих Майданов также отличаются друг от друга методами, выбранными властью. Виктор Янукович также пытался пресечь народные выступления в зародыше жестокими методами. Это включает использование дружественных к власти скандалистов для подавления оппозиции, умиротворение протестов спецподразделениями милиции и даже стрельбу по людям.
Александр Лукашенко сделал выводы из Евромайдана и долгое время готовил свои службы к такой ситуации. Можно с уверенностью сказать, что он использует проверенные методы, применяемые на Ближнем Востоке или в Гонконге. Примером может служить немедленное отключение Интернета или масштаб арестов. Наконец, Белоруссия медленно начинает использовать не только милицию, но и внутреннюю армию. Это особый вид вооруженной силы, используемой для подавления выступлений против власти, характерный для постсоветских стран.
Наконец, другое отличие - реакция мира. Украинцы с самого начала могли рассчитывать на поддержку Запада. Правительство Польши в настоящее время обеспокоено ситуацией в Беларуси , а ООН и НАТО уже выразили свою озабоченность. Предложение поляками Евросоюзу созвать специальный саммит было отклонено под идиотским предлогом. Дело в том, что польское правительство якобы не должно поднимать вопросы прав человека в других местах, если у него самого есть проблемы с верховенством закона.
Если в 2014 году идея вывести Украину из российской сферы влияния казалась великой, то сегодня Запад предпочитает ладить с Лукашенко. Видимо, недаром европейские политики считают, что реальной альтернативой диктатуре белорусского президента является интеграция Белоруссии и России. Это российская аннексия. Более того, долгие годы Европе приходится преодолевать миграционный кризис, а сейчас она ещё и сталкивается с эпидемией коронавируса.
А что вы думаете по этому поводу? Пишите ваше мнение в комментариях, буду признателен.