Большая история успеха бизнеса способна привлечь на работу соискателей с большим потенциалом и амбициями на маленькую зарплату. Материальное компенсируется нематериальным.
Примерно так можно сформулировать замысел недавнего прямого эфира в «Инстаграме» представителей аналитического центра «Эксперт-Юг». Онлайн-диалог проводится еженедельно, и темы подкидывают предприниматели, как правило, это что-то наболевшее.
Сегодняшняя боль малого и среднего бизнеса – потребность в высококвалифицированных кадрах, удержание и мотивация персонала, попытка найти новые возможности в кризис и ограниченность ресурсов.
«Как мотивировать сотрудника в кризис, если ты не «Кока-кола»?» - сформулировала свой запрос специалист по управлению человеческим капиталом Ольга Земляная. Варианты решений озвучил в прямом эфире руководитель аналитического центра «Эксперт-Юг» Владимир Козлов.
Удержание сотрудников
В нынешний кризис многие предприниматели не сокращали персонал, как в прошлые кризисы, тем более государство мотивировало бизнес на сохранение коллектива. Но время идет, и дальнейший отказ от увольнения ненужных сотрудников уже невозможен. И что делать, когда никого не собирались увольнять, но огня в людях нет, и бизнес застопорился?
В кризис, по мнению Козлова, сотрудники делятся на две категории. Одни включаются в ситуацию, понимают ее, берут на себя ответственность, видят новые возможности, сами тянутся вперед и за собой – предприятие. Другие приходят на работу с погасшими глазами и тихо отрабатывают свою зарплату. У них часто опускаются руки, они не хотят решать проблемы и брать на себя ответственность.
Первые лояльны к фирме, если у нее возникают сложности с выдачей зарплаты, вторые – пишут заявление на увольнение, как только деньги задерживаются. «Не нужно их удерживать, - сказал Владимир Козлов, - потому что у них нет и не было мотивации, кроме зарплаты».
Секреты успеха
Привлечь новых людей, которые согласятся на зарплату, посильную работодателю, можно через историю успеха, иными словами, через грамотное позиционирование себя в окружающем мире.
Многие ведут свои истории, правда, считают, что они только для стимулирования продаж. Есть микробизнесы, где три человека, но они так грамотно и много о себе рассказывают, так часто дают интервью в СМИ, что кажутся огромными и крутыми.
Встречаются и стабильные бизнесы, о которых никто ничего не знает. У них даже сайта нет, о них невозможно ничего найти в интернете, им не нужна публичность, у них и так все хорошо. Возможно, что теперь собственникам придется менять свою точку зрения, которую они много лет не меняли.
Соискатели с большими амбициями, кандидаты, претендующие на высокую заработную плату, при определенных обстоятельствах соглашаются на другие условия. Одним нужна крутая запись в трудовой книжке, привлекательная строчка в резюме для дальнейшей карьеры, другие хотят быть причастны к успешной компании, и свое представление о ней они составляют из ее истории успеха, найденной в интернете.
Компенсация зарплаты
У компании «Кока-кола» нет кадровых проблем, как у малого и среднего бизнеса. У эйчар-специалистов стопки резюме, которые они не в силах разобрать. «Кока-коле» не нужно продавать себя как работодателя соискателям, а вот малому бизнесу нужно, и это для предпринимателей весьма непривычно.
История успеха – один из инструментов, а еще нужно знание факторов мотивации людей. Для работников важна зарплата, репутация компании, атмосфера, карьерное продвижение.
В кризис, по мнению Владимира Козлова, собственнику важно быть открытым с сотрудниками, рассказывать, как идут дела в бизнесе, обсуждать перспективы, предлагать новые проекты. Наконец, предлагать людям часть прибыли от этих проектов, если обычная зарплата в данный момент никак не может расти и даже меняется только в сторону понижения.