Найти тему
yury vilensky

Путешествие в ГДР - Германская Демократическая республика

Тогда, несколько десятилетий назад, посетить страны даже так называемого"социалистического лагеря" было, мягко говоря, труднодоступно для большинства населения Советского Союза. А побывать еще дальше, на "настоящем" Западе, могли себе позволить только "особо приближенные" и то далеко не все.Поэтому путешествие например в ГДР, Польшу, Венгрию или Чехословакию считалось полновесным зарубежным турне.Эти поездки обставлялись массой бюрократических формальностей, начиная от обязательной "характеристики - рекомендации" о твоей "моральной устойчивости", которая отнюдь не гарантировала возможность попасть в список "счастливчиков", которых "включили в группу".Лишь получив красный с золотом Советский заграничный паспорт, выдаваемый только на одну поездку, и, пройдя пограничный контроль, можно уже было быть почти уверенным, что турне все - таки состоится.Та моя давняя поездка в ГДР была организована бюро международного молодежного туризма "Спутник" - существовала такая организация при комсомоле. Кстати и сейчас она есть, правда не могу сказать, кто там сегодня "заказывает музыку".В отличии от главного организатора загранпоездок "Интуриста", "Спутник" имел ряд преимуществ.Прежде всего, несмотря на обязательных великовозрастных "протеже", группы формировались из молодежи, что тридцать лет назад для меня было намного более релевантно. Правда отели "Спутник" заказывал попроще, а, бывало, что и ночевали в студенческих общежитиях.Но кто тогда на это смотрел? Да и был выбор? Пустили "за кордон" - и на том спасибо родному комсомолу.За день до отъезда группу собирали на обязательный инструктаж. Основная его тема - правила поведения гражданина СССР за границей. Все стандартно - не создавать очереди в магазинах, не знакомиться с иностранцами, особенно из западных стран и, главное, не болтать лишнего - вполне прозрачный намек на то, что в группе есть "глаза" и "уши".Словом гордо нести высокое звание "Советского человека".Следующий номер программы - выборы старосты и завхоза, хотя первый уже был, как и руководитель группы, назначен "компетентными органами".Место завхоза досталось мне, вместе с одной лишь обязанностью - вести учет запаса спиртных напитков. Нет, отнюдь не для "Спутника" и "компетентных органов".В программе поездки были запланированы так называемые "вечера дружбы" с местными "комсомольцами" и поэтому каждому настоятельно рекомендовалось взять с собой по две бутылки водки в общий фонд, а мне поручалось вести его учет.Сам же маршрут был составлен довольно странно.Наша уральская группа отправлялась на поезде до Ленинграда, где мы несколько дней должны были прожить в гостинице, причем с экскурсиями и полным пансионом, а затем перелет в Дрезден, где и начиналось заграничное турне.Дело происходило в конце октября. Почти двое суток поезд вез нас по заваленному снегом северу России - Киров, ныне Вятка, Вологда, Череповец, Николо - Полома. Молодежь развлекалась как было принято и возможно в то время и, когда мы в пять часов утра вышли на перрон Московского вокзала в Ленинграде, вид у большинства членов группы был еше тот, а, вверенного мне, общественного имущества заметно поубавилось.В Ленинграде снега не было, но морозец, особенно в сочетании с местной влажностью, пронизывал насквозь..Совсем того не ожидая, мы получили великолепный подарок, бонус, как теперь говорят.Эрмитаж, Русский музей, Летний сад, красивый даже зимой, с упрятанными в деревянные короба скульптурами.Днем все разбредались - кто по музеям, кто по магазинам.Но были вечера и комсомольские "междусобойчики", которые сцементировали группу почти что в единое целое.Однако появилась другая проблема. В последний вечер перед вылетом в Германию обнаружилось, что "фонд дружбы", тот самый, алкогольный, почти совсем закончился.На собрании группы решение приняли единогласно, против и воздержавшихся не было - что вы хотите - комсомольцы.По дороге в аэропорт "Пулково" мы попросили водителя остановиться у винного магазина и загрузили в автобус несколько ящиков рекомендованного к вывозу напитка.Ленинградский аэропорт "Пулково". Тогда еще совсем новый.Паспортный и таможенный контроль, взлет.Приключения начались немного попозже.Нам сообщили, что самолет выполняет рейс Ленинград - Дрезден с посадкой в Варшаве. И действительно, через два часа мы приземлились в столице,тогда еще, Польской народной республики.Здесь вышли все, кроме нашей группы, а через некоторое время салон заполнили новые пассажиры. И "аэрофлотовский" ТУ - 154 взлетел, взяв курс на... Для кого как.Еще два часа полета и мы приземляемся в аэропорту города Дрезден.Для нас все нормально, но почему - то те, кто сел в самолет в Варшаве, в основном поляки, вдруг начинают скандалить. Все, как один.Стюардессы пытаются успокоить разгневанных пассажиров и тут выясняется причина этого неожиданного балагана.Оказывается обычный плановый рейс Ленинград - Варшава - Ленинград, из - за нас, продлили до Дрездена. То есть тех пассажиров, которые сели в Варшаве, направляясь в Ленинград, увезли на пару тысяч километров в противоположном направлении.Не знаю, чем все это закончилось, но мы, пройдя пограничный контроль,Оказались в зале прилета дрезденского аэропорта.Однако чудеса продолжались и здесь - нашу группу никто не встречал.Уже наступил вечер, все было закрыто - и магазины, и тур агентства, и даже справочное бюро. И только посреди пустого зала стояла группа растерянных советских туристов - комсомольцев.Наше начальство, руководитель и староста, отправились вглубь терминала, поискать хоть кого - нибудь из администрации.А все остальные, поставив свои чемоданы на полу в центре идеально чистого зала, уселись на них, так как для прибывающих пассажиров других мест для отдыха азропорт не предусмотрел.Руководитель группы был растерян, но все - таки, после длительных поисков, ему удалось отыскать где - то в лабиринтах аэропорта "родную душу" - представителя "Аэрофлота".Не знаю, что и как они сделали, но примерно часа через три появился молодой парень. Это и был наш постоянный гид по имени Юрген. Как оказалось, мы должны были прилететь совсем не этим вечерним рейсом, которого и не могло быть в расписании, а утренним - Ленинград - Дрезден.Но доблестные работники "Спутника" не только устроили балаган с варшавским самолетом, но и забыли прислать принимающей стороне сообщение о нашем вылете.Поэтому Юрген, прождав полдня и не получив подтверждения, уехал.Хорошо, что не домой, а в дрезденскую гостиницу, где в конце - концов его и выловили так быстро, всего за три часа.Но тут возникла новая проблема - как перевезти почти сорок человек, да еще с багажом, в отель, который к тому же находился в другом городе. Юрген решил этот вопрос довольно просто, видимо опыт уже имелся.Он договорился с водителем городского рейсового автобуса, который за наличные привез нас на Дрезденский центральный железнодорожный вокзал.Дальше нужно было ехать поездом, отправлявшимся через два часа.Опять, как и в аэропорту, сложили чемоданы возле вокзала и, оставив несколько наших туристов их охранять, пошли прогуляться по главной улице, которая начиналась здесь же, на привокзальной площади.Как объяснил Юрген, мы находились в самом центре Дрездена, одного из старейших городов Европы. Но вокруг все было новое, как и сам вокзал.Главная улица была совершенно пуста, ни одного человека, хотя было еще не так поздно - примерно девять часов вечера. Но город словно вымер. Лишь в нескольких местах тускло светились огоньки небольших кафе.Поезд, на который нас посадил Юрген, был не пригородный, а дальнего следования - по европейским меркам. Это означало, что вагон разделялся на купе. Свободных мест не было и всю, правда недолгую, дорогу наша не такая уж и маленькая группа простояла в коридоре. Вместе с багажом.Наконец приехали. Куда? В темноте просматривался большой город. Но где мы находимся никто не знал, а Юрген не торопился сообщать. У него были свои заботы.Последний переезд на трамвае от вокзала до гостиницы, еще десять минут пешком с чемоданами и мы, наконец, в новом, только построенном, шикарном отеле. Это стало своего рода компенсацией за наши дорожные приключения.Получив ключ и добравшись до своего номера, я бросился на широченую кровать, укрылся немецким пуховым одеялом и сразу уснул.Крепко и без снов.Рано утром меня разбудил шум работающего пылесоса.У нас в номере уже началась уборка.Горничная жестом показала, что я ей не мешаю и могу, если хочу, оставаться в постели.А у меня был другой вариант? Не ходить же голым перед этой толстой немкой, которая ворвалась в номер, открыв входную дверь своим ключом, даже не подумав, что нужно спросить разрешение находящихся там гостей.Недостроенный немецкий социализм уже хорошо проник в сознание местных жителей.Горничная работала недолго и, после ее ухода, я быстро оделся и спустился вниз чтобы узнать, где мы находимся.На улице стояла прекрасная погода. Покрытые еще зелеными листьями деревья, изумрудные газоны. После путешествия по заснеженному северу России возвратились в начало осени.Город назывался Карл - Маркс - Штадт, что подтверждал установленный рядом с отелем, одноименный памятник в виде огромной головы основателя научного коммунизма.Итак, мы уже за границей