“Человек, желающий стать самураем, должен быть твёрдо уверен: не существует ничего такого, что он не смог бы совершить”.
Цитата Ямамото Цунэтомо из его произведения «Хагакурэ. Книга самурая» красноречиво показывает нам суть философии самурая — человека, воина, который служит и который готов на все ради выполнения своего долга.
Они были настолько ярким и невероятным явлением в истории Японии, что по сей день вызывают противоречивые мнения у исследователей и вдохновляют режиссеров на создание киношедевров.
История появления
Самураи появились как ответ на реформы Тайка в период Хэйан в 646 году. Это событие стало крупнейшим социально-политическим преобразованием в древней истории страны. Главной целью на тот момент было подчинение местных жителей в регионе Тохоку в северной части острова Хонсю.
В особое сословие самураи выделились в период правления феодального дома Минамото в 1192-1333 годы. В результате гражданской войны между феодальными кланами появились сёгунаты — формы правления самурайского сословия во главе с сёгуном (военачальником). Это позволило стать самураям более могущественными и сделало их правящим классом с XII по XIX века.
Воспитание воинов
С ранних лет будущим самураям прививали равнодушие к смерти, страху, физической боли, культивировалось почтение старших и верность своему господину.
Кодекс правил “Бусидо” представлял собой свод рекомендаций, которые определяли нормы поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой. Это была мужская философия воина и мораль.
С детства мальчикам объясняли, что мужчина – глава семьи, который единолично определяет направление деятельности своего ребенка.
С помощью техники “Иэмото”, традиционной японской системы профессионального обучения, мальчики постигали основы дисциплины и норм поведения.
В возрасте 5 лет ребенку дарили боккэн – деревянный макет японского меча, с помощью которого начиналось обучение искусству фехтования.
Кроме того, будущий воин должен был уметь хорошо плавать, уверенно держаться в седле, быть грамотным и начитанным.
Частым явлением были проверки детей на выносливость. Для этого отец мог поднять ребенка на рассвете, закрыть в холодной комнате и долго не кормить, велеть пойти ночью на кладбище, отвести мальчика посмотреть казнь, дать непосильную работу, лишать сна или заставлять ходить босиком по снегу.
Все меры были направлены на формирование силы воли и крепкого духа, выносливости и смелости мальчика.
С возрастом юноши приучались к суровым испытаниям: их обучали различным боевым искусствам, терпимости к боли, владению собственным телом, умению беспрекословно подчиняться. И в возрасте 15 лет мальчик становился самураем.
Символы и атрибуты статуса
Внешний вид дополнительно подчеркивал исключительность данного сословия. Самураи носили широкие шаровары, напоминающие юбку. Прическа тоже была особенной: лоб выбривали наголо, а остальные волосы скручивали в узел и закрепляли на макушке в виде пучка “мотодори”.
Душа самурая была заключена в его катане
«Меч не просто оружие, он может объяснить жизнь во всем ее многообразии». Из книги Э. Ёсикава «Десять меченосцев»
Согласно “Бусидо” для победы над врагом недостаточно владения мечом — необходимо бесконечно совершенствовать технику ведению боя, совершенствоваться нравственно и духовно. Не было предела совершенству и в процессе изготовления меча: в те времена мастер мог работать над одной катаной годами.
Самураи верили, что после смерти душа воина переходит в его меч, поэтому катана воплощала собой память о предках, ее бережно хранили и передавали по наследству. У каждого меча было собственное имя.
Как правило, катаны были в паре с дайсё — короткой копией основного меча. Дайсё могли носить только самураи, что дополнительно подчеркивало их статус.
Помимо мечей в бою использовались луки, а с появлением пороха в XVI веке широко применялись кремниевые ружья “танэгасима”.
Любопытный факт: самураи носили катану с левой стороны, за поясом. В таком положении рукоять меча заметно торчала, что позволяло быстро вынуть клинок из ножен. Однако в мирное время, идя друг на другу навстречу по улице, самураи нередко могли зацепиться мечами. Это был прямой повод для конфликта, поскольку прикосновение к чужому мечу было оскорблением чести и достоинства. Существует мнение, что из-за этого в Японии и сложилось левостороннее движение.
Закат эпохи
Исчезновению самураев способствовала все меньшая нужда в их услугах со стороны даймё (военных феодалов). Междоусобицы сошли на нет и личные отряды воинов стали скорее обузой, чем необходимостью.
Оставшись без заработка, они становились ронинами (самураями без господина) или ниндзя (тайными убийцами-наемниками). Принятие в Японии “Указа о запрете мечей” в 1876 году, запрещавшего ношение холодного оружия, и вовсе исключило самураев.