Найти тему

Почему самураи стали символом японской культуры

Оглавление

“Человек, желающий стать самураем, должен быть твёрдо уверен: не существует ничего такого, что он не смог бы совершить”.

Цитата Ямамото Цунэтомо из его произведения «Хагакурэ. Книга самурая» красноречиво показывает нам суть философии самурая — человека, воина, который служит и который готов на все ради выполнения своего долга.

Они были настолько ярким и невероятным явлением в истории Японии, что по сей день вызывают противоречивые мнения у исследователей и вдохновляют режиссеров на создание киношедевров.

История появления

Самураи появились как ответ на реформы Тайка в период Хэйан в 646 году. Это событие стало крупнейшим социально-политическим преобразованием в древней истории страны. Главной целью на тот момент было подчинение местных жителей в регионе Тохоку в северной части острова Хонсю.

-2

В особое сословие самураи выделились в период правления феодального дома Минамото в 1192-1333 годы. В результате гражданской войны между феодальными кланами появились сёгунаты — формы правления самурайского сословия во главе с сёгуном (военачальником). Это позволило стать самураям более могущественными и сделало их правящим классом с XII по XIX века.

Воспитание воинов

С ранних лет будущим самураям прививали равнодушие к смерти, страху, физической боли, культивировалось почтение старших и верность своему господину.

Кодекс правил “Бусидо” представлял собой свод рекомендаций, которые определяли нормы поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой. Это была мужская философия воина и мораль.

С детства мальчикам объясняли, что мужчина – глава семьи, который единолично определяет направление деятельности своего ребенка.

-3

С помощью техники “Иэмото”, традиционной японской системы профессионального обучения, мальчики постигали основы дисциплины и норм поведения.

В возрасте 5 лет ребенку дарили боккэн – деревянный макет японского меча, с помощью которого начиналось обучение искусству фехтования.

Кроме того, будущий воин должен был уметь хорошо плавать, уверенно держаться в седле, быть грамотным и начитанным.

Частым явлением были проверки детей на выносливость. Для этого отец мог поднять ребенка на рассвете, закрыть в холодной комнате и долго не кормить, велеть пойти ночью на кладбище, отвести мальчика посмотреть казнь, дать непосильную работу, лишать сна или заставлять ходить босиком по снегу.

-4

Все меры были направлены на формирование силы воли и крепкого духа, выносливости и смелости мальчика.

С возрастом юноши приучались к суровым испытаниям: их обучали различным боевым искусствам, терпимости к боли, владению собственным телом, умению беспрекословно подчиняться. И в возрасте 15 лет мальчик становился самураем.

Символы и атрибуты статуса

Внешний вид дополнительно подчеркивал исключительность данного сословия. Самураи носили широкие шаровары, напоминающие юбку. Прическа тоже была особенной: лоб выбривали наголо, а остальные волосы скручивали в узел и закрепляли на макушке в виде пучка “мотодори”.

-5

Душа самурая была заключена в его катане

«Меч не просто оружие, он может объяснить жизнь во всем ее многообразии». Из книги Э. Ёсикава «Десять меченосцев»

Согласно “Бусидо” для победы над врагом недостаточно владения мечом — необходимо бесконечно совершенствовать технику ведению боя, совершенствоваться нравственно и духовно. Не было предела совершенству и в процессе изготовления меча: в те времена мастер мог работать над одной катаной годами.

-6

Самураи верили, что после смерти душа воина переходит в его меч, поэтому катана воплощала собой память о предках, ее бережно хранили и передавали по наследству. У каждого меча было собственное имя.

Как правило, катаны были в паре с дайсё — короткой копией основного меча. Дайсё могли носить только самураи, что дополнительно подчеркивало их статус.

Помимо мечей в бою использовались луки, а с появлением пороха в XVI веке широко применялись кремниевые ружья “танэгасима”.

Любопытный факт: самураи носили катану с левой стороны, за поясом. В таком положении рукоять меча заметно торчала, что позволяло быстро вынуть клинок из ножен. Однако в мирное время, идя друг на другу навстречу по улице, самураи нередко могли зацепиться мечами. Это был прямой повод для конфликта, поскольку прикосновение к чужому мечу было оскорблением чести и достоинства. Существует мнение, что из-за этого в Японии и сложилось левостороннее движение.

Закат эпохи

Исчезновению самураев способствовала все меньшая нужда в их услугах со стороны даймё (военных феодалов). Междоусобицы сошли на нет и личные отряды воинов стали скорее обузой, чем необходимостью.

Оставшись без заработка, они становились ронинами (самураями без господина) или ниндзя (тайными убийцами-наемниками). Принятие в Японии “Указа о запрете мечей” в 1876 году, запрещавшего ношение холодного оружия, и вовсе исключило самураев.