Я работаю преподавателем уже шестой год, благодаря чему успел насмотреться на несколько потоков студентов, ряд из которых уже прошли весь университетский путь с первого курса до выпуска. И за это время, проведённое в преподавательском кресле, я заметил, что молодежь из года в год совершает одни и те же ошибки и верит одним и тем же небылицам.
В этом году, как и положено, в Университеты по всей стране хлынет новый поток новоиспеченных абитуриентов, в связи с чем я хотел бы обсудить те самые распространенные ошибки, которые наблюдаю из года в год. Я надеюсь, что мои советы помогут будущим первокурсникам избежать неприятных моментов и сразу сформировать правильное видение универской жизни. Итак, поехали!
Ошибка 1. Расслабиться на первом курсе.
Специфика Университетского образования в том, что в отличие от школы никто не будет за студентами бегать и заставлять их посещать занятия. Действует по-умолчанию предположение, что все уже взрослые и дальше сами отвечают за свои поступки. Более того, универские преподы не отвечают за воспитание своих студентов, в отличие от тех же школьных учителей, для которых это - неотъемлемая часть профессии. Поэтому у многих первокурсников может сложиться впечатление, что универ - сплошная лафа, поэтому якобы можно по полной забивать на учебу. Усугубляется ситуация тем, что все это накладывается на кучу новых соблазнов (пьянки и первые «взрослые» гулянки, девочки и тд) и отсутствие/ослабление родительского надзора. Последствия печальны: начав пропускать по чуть-чуть, студент рискует постепенно увеличивать общее число прогулов вплоть до тотального игнора учебы. По итогу на ближайшей сессии такого товарища ждет большой и неприятный сюрприз. Конечно, есть пересдачи, которые позволят не вылететь из Универа сразу, но и тут есть свой подводный камень: многие отстающие, закрыв предметы на пересдаче, начинают чувствовать безнаказанность, после чего принимают такой формат работы, как должное. Стоит ли говорить, что ни о каком получении знаний речь тут не идет? По факту такие товарищи банально тратят впустую свое время и деньги родителей, которые те отдают за обучение. Как по мне, то если настолько не интересна учеба - занимайтесь тем, что нравится, и не обманывайте себя и окружающих.
Ошибка 2. Распылять силы на все сразу.
В университетах обычно внеучебная жизнь более обширна и насыщена, чем в школе. У нас навскидку таких направлений, куда можно было окунуться прям с головой, было несколько: 1) интерклуб (в переводе на человеческий - классическая самодеятельность); 2) спорт и соревнования на уровне вузов; 3) студенческий комитет (некая игра в псевдопрофсоюз для студентов), 4) КВН; 5) научные сообщества (проводят иммитационные игры и активно примеряют на себя роль будущей профессии. Все эти вещи могут быть действительно интересны, но студентам не стоит забывать, что они потребляют огромное количество времени. Часто случается так, что эти активности затягивают человека настолько, что учеба пропадает из приоритетов напрочь. И хорошо, если студент сможет впоследствии компенсировать пропущенную мимо ушей учебу тем, что найдет себе работу с подобной спецификой. Но бывает и так, что хобби так и остается хобби - тех же КВНщиков у нас каждый год вагон, но на телеке почему-то за столько лет оказалось всего пара фамилий.
Также к дополнительным нагрузкам можно отнести и роль старосты - на первом курсе идут целые баталии за право быть старостой или его замом. Правда, самые сообразительные быстро понимают, что никаких реальных бонусов от этого нет, в нагрузка - дай боже. Но есть и те, кто несут это бремя дальше в надежде, что это поможет выиграть им дополнительные очки в отношениях с преподавателями и кафедрой. По факту же это не так - статус старосты сильно преувеличен, преподавателям на него по большей части наплевать. И уж точно трата сил и времени на дополнительные обязанности не выиграет вам больше, чем инвестиция того же времени на подготовку к занятиям.
Ошибка 3. "Не надо пытаться производить впечатление, за меня все скажут мои знания и навыки".
Эта ошибка немного из другого поля. Я уже говорил, что круче реальных знаний и усердия в учебе никакие дополнительные активности вам так не помогут в общении с преподами и кафедрой. Но есть еще небольшая уловка, которая поможет студентам сразу выстроить о себе правильное впечатление. Часто бывает так, что реально умные ребята ведут себя, как раздолбаи, отчего у преподов складывается заранее негативное мнение о них. И наоборот, бывают дубы дубами, но с первого дня носят костюм и галстук, всегда выглядят серьезно и на стиле, как будто после пары поедет в посольство подписывать международные договора. А все довольно просто, у нас все-таки в любой среде встречают именно по одежки, а до "провожать по уму" уже может и не дойти, если первый этап вы с треском провалили. Как этого избежать? Пользуйтесь этой поверхностностью человеческой оценки себе во благо - старайтесь всегда выглядеть строго и опрятно, а из одежды лучше всего подойдет что-то формально-пиджачное, в идеале конечно костюм (но и smart-casual тоже подойдет). На фоне других 17-18-летних ваших однокурсников, которые чаще предпочтут какой-нибудь балахон или свитшот (аж воротит от этого слова), вы будете сразу выглядеть значительно более выгодно, что сразу поставит вас в глазах многих преподавателей на ступеньку выше. Все, что вам останется - не растерять эту фору и подкрепить ее адекватной успеваемостью, после чего вам будет сходить с рук в плане учебы чуть больше, чем остальным.
Конечно, это работает далеко не на всех преподавателях, но даже если речь идет всего о нескольких людях, это помогает сформировать общее положительное мнение о вас на кафедре, что никогда не бывает лишним.
Ошибка 4. Поиск оправданий.
Это, кстати, не только про университет - это про взрослую жизнь в целом. В школе как-то получается так, что нас постоянно приучают оправдываться. "Почему опоздал", "Почему не сделал домашку" и так далее. У многих это входит в привычку, после чего они на автомате начинают жить по принципу "отбрехаться, лишь бы отстали". В Универе такое работает не всегда, да и дальше по жизни тоже. Ну сами подумайте, разве вашему работодателю не пофигу, почему вы опоздали? Факт этот зафиксирован, вам дадут тумаков, если уж конечно там не объективно уважительная причина (а чаще всего это не так). Также и в ВУЗе. Вашим преподавателям и тьюторам чаще всего абсолютно все равно, почему вы накосячили. И постоянные отмазки в этой связи будут только бесить, а не разрешать ситуацию в лучшую сторону. Как пример - каждый год находятся люди, кто опаздывает минут по 40 на пару (половина времени занятия), объясняя это тем, что едут очень далеко, из области и что мол все у них плохо. Причем есть в таких группах люди, кто могут жить даже дальше, но всегда приезжают вовремя - на фоне этого такие оправдания особенно выбешивают. Тут сразу хочется сказать: "Ну выезжай раньше", либо "Снимай квартиру поближе, либо переезжай в общагу, раз так далеко живешь", ну и так далее. А все потому, что фактически лучшей моделью поведения в данной ситуации является комбо из 2 простых шагов: признать вину и на будущее постараться так больше не делать. Мантра "виноват, больше не повторится" в разных вариациях реально совершенно по-другому воспринимается преподавателем. Здесь вы признаете свою вину, а не пытаетесь ее переложить на кого-то другого, что всегда выглядит достаточно взрослым и адекватным поступком.
Ошибка 5. Стеснение и нежелание выступать на публике.
Это прямо моя боль. Частенько случается, что умный и прилежный студент просто не хочет выступать на семинарах, из-за чего по итогу не набирает баллов даже на четверку. У меня, например, за активность на занятиях ставится 25% баллов, без которых вы максимум можете претендовать на четверку. Потеряете еще где-то 6 баллов (на той же контрольной), и все - у вас трояк. Если в школе такая модель учебы еще может прокатить (ученик просто сдает все домашки и пишет контрольные на пятерки, лишь бы не трогали), то в Университете до добра это не доведет. По факту получается так, что очень многие в Универе начинают впервые делать свои публичные выступления, отчего очень сильно волнуются и еще больше закрываются в себе.
Что в таком случае делать, и как умному студенту не составить о себе плохого мнения у преподавателей? Ну, во-первых, нужно практиковаться с ответами вслух. Например, перед соседями по общаге - нормальные соседи поймут и помогут. Либо пробуйте рассказывать членам семьи, если все еще живете с ними. На крайняк и зеркало подойдет. Во-вторых, если реально не выходит, то обратитесь напрямую к преподавателю и объясните ситуацию. Сомнительно, что он вас освободит от устных ответов, но хотя бы будет в курсе вашей ситуации. И кто знает, может так он будет благосклонней относиться к вашим ответам, если они вдруг будут получаться прям "не очень". В-третьих, если самому решить проблему не удается, сходите на курсы ораторского искусства или театрального мастерства. Там помогут снять психологический барьер и стеснение, после чего вы сможете значительно лучше держаться на публике, чем остальные.
*****
В целом, это все, что я хотел до вас донести. Если у вас есть знакомый абитуриент - поделитесь с ним этим текстом, помогите ему или ей избежать того, что сильно осложняло в свое время жизнь другим.