Найти в Дзене
Limbo (archive)

Почему SpaceX молчит о победе в огромном военном контракте

SpaceX выиграла крупный куш на прошлой неделе после многолетних усилий – контракт на запуск около дюжины космических аппаратов для космических сил США в течение следующих пяти лет стоимостью значительно больше миллиарда долларов.

Это можно было бы рассматривать как кульминационный момент очень удачного лета для ракетной компании Илона Маска. Однако ни SpaceX, ни ее словоохотливый генеральный директор ничего не сказали об этом за шесть дней с момента объявления победы, в отличие от других участников тендера.

Обновление: в твите, отвечая на эту историю, Маск написал, что

«эффективные многоразовые ракеты - это все, что нужно для создания многопланетной жизни и «космической мощи». Поскольку их ракеты не являются многоразовыми, со временем станет очевидно, что ULA-это полная трата денег налогоплательщиков».

Blue Origin, космическая компания Джеффа Безоса, и Northrop Grumman – обе их заявки потерпели неудачу – выразили разочарование и уверенность в своих технологиях. United Launch Alliance, совместное предприятие Boeing-Lockheed Martin, которое выиграло около 19 запусков в рамках контракта стал фактически победителем (SpaceX досталось всего лишь 40% от запланированных полетов).

Одна из причин, по которой SpaceX может молчать, заключается в том, что они ждут официального отчета, объясняющего, как было принято решение; по состоянию на 11 августа генеральный директор ULA Тори Бруно заявил, что его компания заявления не получила. Ни SpaceX, ни Министерство обороны, ни командование космических и ракетных систем США не ответили на неоднократные вопросы о статусе отчета.

Еще одна потенциальная причина? SpaceX все еще судится с Соединенными Штатами по поводу предыдущего победителя этого тендера и, возможно, склонна сделать то же самое в отношении этого решения. В 2018 году США предоставили трем другим конкурентам, но не SpaceX, около 2,3 миллиарда долларов финансирования для разработки новых ракет-носителей перед окончательным отбором. SpaceX подала в суд, кульминацией которого стало июльское слушание, на котором федеральный судья Калифорнии обдумывал окончательное решение.

Большая часть этого судебного процесса закрыта для защиты секретов конкуренции SpaceX и других участников торгов, но отредактированные документы - вот жалоба SpaceX (pdf)и ответ правительства США (pdf) - дают представление о том, чем Маск и его компания расстроены. Причиной для покупки новых ракет стал принятый в 2014 году закон о прекращении использования российского ракетного двигателя РД-180, на который опиралась ULA. В то время ULA владела монополией на запуски американских ракет, нарушенной SpaceX, что в конечном итоге помогло сэкономить правительству 7 миллиардов долларов.

SpaceX жалуется, что ВВС (решение было принято еще до создания Космических сил) не следовали своим собственным правилам закупок 2018 года, отчасти потому, что они позволили ULA использовать 12 российских двигателей, оставшихся в его запасе до тех пор, пока новая ракета ULA, Vulcan, не будет готова. SpaceX также предположила, что правительство неправильно проанализировало риск того, что его конкуренты не смогут доставить свои ракеты вовремя, и поставила под сомнение, могут ли общие компоненты трех других участников торгов действительно произвести две дублирующие ракеты-носители, как это предусмотрено законодательством. SpaceX также утверждает, что ВВС недооценили стоимость этих ракет, в то же время переоценивая расходы SpaceX.

И, возможно, самое интригующее, ВВС не согласились с оценкой SpaceX, что она будет готова к полету корабля следующего поколения (теперь известного как Starship, а затем как «BFR», для большой ракеты Falcon) в течение пяти лет. Служба и SpaceX также не пришли к единому мнению о том, является ли Space Shuttle хорошей аналогией новому транспортному средству.

-2

Окончательное решение дать SpaceX один из двух контрактов на запуск ставит этот судебный процесс в интересное положение. Как отмечают юристы конкурентов SpaceX, победа в контракте с существующими ракетами говорит о том, что SpaceX не требовала финансирования разработки, которого она изначально искала. SpaceX может ответить, что это показывает, что правительство потратило деньги на ракеты, которые оно в конечном счете решило не покупать.

Еще один результат - аннулирование контрактов на разработку задним числом за несправедливое решение, станет большой проблемой для конкурентов SpaceX и, возможно, их клиентов, включая Космические силы. Уилл Роупер, официальный представитель Пентагона, отвечающий за закупки, подчеркнул, что правительство рассматривает эти закупки как возможность повысить конкуренцию в космической отрасли США и сохранить свое преимущество перед конкурентами, такими как Китай.

Несмотря на продолжающийся судебный процесс, SpaceX, возможно, рассматривает новый вызов окончательному решению Космических сил о передаче 60% предстоящих полетов ULA против 40%, которые она получила. Это большая разница в шесть запусков, представляющая собой значительный кусок дохода для любой запускающей компании, особенно с дорогостоящей программой исследований и разработок.

Тем не менее, ставки за контракт, которые выплачивает ВВС, могут быть предназначены для предотвращения жалоб: первый запуск SpaceX по новому контракту обойдется правительству в 316 миллионов долларов. Эта миссия засекречена, но можно предположить, что она использует самую большую и дорогую ракету SpaceX, Falcon Heavy, стоимость запуска которой составляла 130 миллионов долларов, когда ВВС США в последний раз покупали ее два года назад.

Все источники кликабельны.