В комментариях мне кто-то написал: "А где же тут русское детство?" Разделить моё детство на русское и на татарское, вряд ли получится. Даже в силу проживания той и другой половины. Кто читал публикацию: "Моё русско-татарское детство 70-х. Часть первая." возможно помнит, что обе семьи жили в одном подъезде. Мамина русская половина семьи на 4 этаже, а татарская папина на 3 этаже. Я, с детской непосредственностью, шныряла туда-сюда по десять раз на дню от одной бабушки к другой. В то время моя бабушка Настя ещё работала, а бабушка Картани нет, поэтому я и проводила большую часть времени у неё. Но про бабушку Настю мне тоже есть, что рассказать.
Родом она из Дивеевского района, Нижегородской губернии. Родители её погибли во время пожара, когда бабушке было два года. Их было три сестры: двух старших оставили в няньках, а её, самую маленькую, отдали бездетным супругам Сергию и Наталии, которые собирались на заработки в Москву. - Возьмите девчонку, а то погибнет сиротинка. Время было уже лихое - 1919 год. Они взяли. Так рассказывает мне моя тетка Наталия, мамина родная сестра.
С тех пор, как я себя помню, бабушка работала медсестрой в Первой градской больнице на Ленинском проспекте, сутки - трое. Бывало, как придти бабушке с работы, мы давай порядок наводить: если посуда в раковине - давай намывать, или, что разбросано, где непопадя - прибирать. Мы, это я, Наталья мамина сестра, ей тогда было около 20 и Коля мамин брат, ему не больше 16. Мама с папой не в счёт, они старшие. Бабушка была не то, чтобы строгая, скорее наоборот. Мы сами, как-то всегда считали, что не хорошо её с работы беспорядком встречать. Вот приберёмся и сидим, с нетерпением ждем, бабушка обязательно принесёт, что - нибудь вкусненькое. Во времена СССР, на Ленинском проспекте был магазин "Диета" и замечательная "Булочная". Бабушка по дороге домой всегда в них заходила. В булочной купит ситников или рогаликов, в "Диете" колбаски "Докторской" или ливерной яичной. Домой придёт из сумки выложит, запах от колбаски на всю квартиру. Мы скорее чайник ставить. Ситничков нарежем, колбаски, маслица сливочного и всей семьёй завтракать, если суббота или воскресенье. О здоровом питании тогда и не думали, поэтому бутерброд ели так: Ситничек намазывали маслицем, а сверху колбаску, да со сладким чаем! Вкусно, не передать. Или рогалик с молоком: рогалик выбираешь поподжаристей и начинаешь его есть с самого кончика. Сначала один отъешь, потом второй и с молочком. Глядь, а молочко-то уже и кончилось, опять подольёшь. Как говаривала бабушка Настя: " То молочко кончится, то булочка, то молочко, то булочка." Я, знаю наверняка, что у бабушки припасено ещё что-нибудь вкусненькое: конфетки, или зефир, или яблоки. Как она говорила благодарности от больных. Себе откажет, а нам принесёт, казалось бы, и не нуждались уже в то время, что бы себе отказывать, но нет, в наших бабушках это было неистребимо. Сначала детям...внукам, а себе как нибудь, в другой раз. Так и есть, приберегла для меня шоколадных конфеток, были такие "Ну ка отними!" Самые мои любимые. Наталье с Колей тоже хочется, но бабушка им не даёт: "Поглядите на них, маленькие нашлись, конфетку им дай!" Но мне не жалко и я в тихаря даю им по конфете. Бывало, что у бабушки больше ничего и не оказывалось в сумочке, тогда я с серьёзным видом заявляла: "У бабушкиных больных благодарности кончились, остались одни неблагодарности!" Наташа с Колей смеются и подтрунивают надо мной: " Вот Маринка, от горшка два вершка, а за словом в карман не полезет!"
Моего любимого дядьки Николая, к сожалению уже давно нет с нами. С Наташей мы до сих пор не разлей вода, она мне и как старшая сестра, и как подруга, а дочери моей вторая бабушка. Отношения у них очень тёплые. Немало из того, о чём написано в моих историях,
рассказывала мне она. Так что можно сказать, что она мой соавтор! Всем дочитавшим спасибо!