Найти тему

Финляндская железная дорога. Часть III

При упоминании о железных дорогах мы представляем себе в клубах дыма паровоз, тянущий за собой вагоны с пассажирами. Для первой железной дороги Российской империи, Царскосельской, на заводах Англии и Бельгии были построены шесть однотипных паровозов: «Стрела», «Проворный», «Богатырь», «Орёл», «Лев» и «Слон». С развитием железных дорог империи все паровозы и вагоны были унифицированы настолько, насколько это возможно. Товарные паровозы были чёрными, а пассажирские – зелёными. Вагоны дальнего следования I-го класса красились в синий цвет, II-го класса – в желтый,III-го – в зеленый. Был ещё и 4-ый класс, (с окрасом серого цвета), но данный тип вагонов использовался только на местных поездах для перевозки рабочих.

Пассажирский вагон I класса
Пассажирский вагон I класса

Существовали и «вагоны-микст», то есть вагоны смешанного класса: одна половина вагона была с местами второго класса, а другая – первого. Их применяли потому, что первый класс из-за дорогих билетов часто оставался невостребованным, и нужно было повысить заполняемость вагонов, чтобы не гонять их полупустыми. «Вагоны-микст» снаружи красили в два разных цвета: например, пополам в синий и желтый.

В III классе скамьи были жёсткими, длиной 1 м и глубиной 40 сантиметров, а в вагоне размещалось 90 человек. Во II классе места разделялись подлокотником, скамьи были мягкими, расстояние между ними – большим, сами они глубже – 64 сантиметра. Вагон II класса имел 52 места. Вагон I класса принимал всего 28 пассажиров, (втрое меньше вагона III класса!). Для «первоклассных» пассажиров было устроено 14 мягких диванов длиной почти два метра. Каждый диван был рассчитан на двоих пассажиров. Диваны размещались поперёк вагона, соответствуя шагу окон. Проход был у боковой стенки вагона.

С 1863 года пассажирские вагоны начали оборудовать туалетами. Умывальники сначала устанавливались в вагонах I и II классов, а в вагонах III класса они появились лишь после 1900 года. Были особые купе для некурящих в вагонах первого и второго классов, в прочих курить разрешалось с согласия других пассажиров. В третьем классе иногда ставили фаянсовые пепельницы – весьма вместительные, чтобы не случилось пожара.

Плата за проезд по ценам того времени была не слишком низкой, но вполне доступной: проезд одной версты в I классе стоил три копейки, во II - две и в III - одну копейку.

Финляндская железная дорога шла от расположенного на левом берегу Невы Финляндского вокзала по Выборгской стороне, пересекала с юга на север парк Лесного института и далее проходила у подножья Парголовских высот.

Вот что писал об этом в 1891 г. журналист Г. Знакомый: «В настоящее время самая оживленная дачная местность — это Финляндская железная дорога... Виллы, дачки и дачи, избы и лачуги до холодного сарая, превращенного в жилье включительно, наполняются летом в такой степени, что на каждую квадратную сажень приходится по человеку. Дачные местечки: Ланская, Удельная, Озерки, Шувалово, три Парголова, Выборгское шоссе, Юкки, Заманиловка, Кабаловка, Старожиловка, Левашово, Белоостров и Сестрорецк — это русская Финляндия, а за Белоостровом до Выборга — это чухонская Финляндия. Администрация Финляндской железной дороги, состоящая исключительно из финнов и находящаяся в Гельсингфорсе, употребляет все меры к тому, чтобы привлечь дачников за Белоостров, т. е. в "Чухландию". Например, сезонный билет до Ланской (12 верст от города) и до Белоострова (почти 40 верст) стоит одинаково 30 рублей в лето (III класс). До Белоострова и далее ходят специальные скорые поезда в самые удобные часы. В Парголово (23 версты) вас везут почти 3/4 часа, а в Белоостров, чуть не вдвое дальше, - столько же. Все это очень естественно, и, кажется, "негодовать" в данном случае на администрацию Финляндской дороги вовсе не за что. Благодаря такой политике несколько сот петербургских семей за последние годы перебрались на лето в "чухонскую" Финляндию и вполне довольны судьбой..."».

-2

Поначалу дорога создавала массу неудобств местным жителям, поэтому к 1910 г. ее реконструировали, подняв полотно на насыпи и устроив сохранившиеся до нашего времени два путепровода над Большим Сампсониевским проспектом и Институтским переулком и два путепровода над Сердобольской улицей. Далее за станцией над Ланским шоссе соорудили пятый путепровод.

Современный вид путепровода над Ланским шоссе
Современный вид путепровода над Ланским шоссе

До 1913 года, когда на средства финской казны был построен железнодорожный мост через Неву, Финляндская дорога была обособленной, что называется, «сама по себе, своя собственная» и не была связана с другими ветками российских железных дорог.

Путешествие по железной дороге – это всегда романтика. Мерный стук колёс, уносящиеся вдаль километры рельсов, новые впечатления, новые места.

Карельский перешеек
Карельский перешеек

И если кто устал от городских будней - погрузитесь (пусть даже на один день!) в отдых на Карельском перешейке: посетите древнюю Карелу и не менее древний Выборг, прогуляйтесь по Зеленогорску или составьте свой маршрут, а Финляндская железная дорога поможет в его осуществлении.

Старинное здание вокзала в Выборге
Старинное здание вокзала в Выборге

P.S Интересный факт - сейчас около 80% сети ОАО «РЖД» — это то, что было построено до 1917 года.

P.P.S Не забудьте подписаться на мой канал.