Коммерческое обозначение – наименование компании или имущественного комплекса, само по себе не регистрируемое в Роспатенте. То есть регистрировать его не нужно, но если предприниматель хочет, он может оформить обозначение как товарный знак.
Узнайте больше о регистрации товарного знака ▶▶▶
Предприниматели часто путают коммерческое обозначение с «фирменным наименованием». Коммерческое обозначение - это тоже способ выделить товары и услуги, но есть несколько расхождений:
- необязательно регистрировать;
- не прописывается в юридических документах и едином госреестре юридических лиц;
- используется преимущественно для названия группы компаний, имущественного комплекса, сети магазинов, объединяя несколько юрлиц.
Одно коммерческое обозначение может применяться для одной фирмы или группы компаний
Кто может использовать коммерческое обозначение
Возможность использовать этот вид индивидуализации есть у ИП, юрлиц и некоммерческих организаций. Особенности применения описаны в 1538–1541 статьях ГК РФ.
Субъекты получают право использования коммерческого обозначения, если соблюдены два требования:
1. Обозначение отличается от названий конкурирующих компаний.
2. Название известно на определенной территории.
Действует обозначение в течение всего времени существования группы предприятий. Но если название больше 12 месяцев нигде не упоминается, то действие права завершается.
Применение коммерческого обозначения
Коммерческое обозначение разрешено применять в любых видах рекламной продукции и в документации. Так, группа компаний может выпустить печатную продукцию, упаковку, вывески с коммерческим обозначением, а также печатать название на чеках, в объявлениях.
Запрещено использовать обозначение, если оно схоже с существующими товарными знаками или фирменными наименованиями конкурирующих компаний, зарегистрированных раньше.собенности применения коммерческого обозначения
Как передать права
Предприятия группы компаний могут получить исключительные права на коммерческое обозначение через универсальное правопреемство и контракт. Передавать право на обозначение другому лицу можно двумя способами:
- через договор аренды предприятия (права переходят вместе с другим имуществом компании);
При любых вариантах название переходит вместе с остальным имуществом организации. Если права на обозначение отдают другому субъекту, остальные предприятия группы компаний лишаются возможности использовать наименование.
Минусы использования коммерческого обозначения
1. Сколько будет действовать право.
Если у предприятия есть коммерческое обозначение, следует регулярно отслеживать, применяется ли оно. Владелец автоматически лишается прав, если не использует свое обозначение более года.
В этом смысле товарный знак удобнее, потому что срок его действия составляет 10 лет. Затем действие свидетельства можно продлевать еще на 10 лет сколько угодно раз. Иными словами, товарный знак действует практически бессрочно, если не возникнут другие обстоятельства.
Хотя на собственника знака также накладываются обязательства по его использованию: если владелец ни разу за три года не использует свой знак, то он рискует лишиться правовой охраны после обращения конкурента в суд.
2. Отчуждение прав.
Переход коммерческого обозначения другому лицу осуществить сложнее, чем с товарным знаком. Продать знак можно через договор отчуждения, зарегистрировав его в Роспатенте.
Отчуждение коммерческого обозначения можно сделать только вместе со всем предприятием и в порядке универсального правопреемства. То есть продать только название не получится – придется продавать все производство.
По лицензии название также можно передать лишь в связке с предприятием-правообладателем:
- вместе с договором аренды всего предприятия;
- по договору концессии вкупе с остальным имуществом предприятия.
3. Защита прав.
В гражданском кодексе прописан прямой запрет на применение коммерческого обозначения другими субъектами права без разрешения. Нарушитель должен после запроса перестать использовать чужое название и возместить ущерб.
ГК РФ запрещает использовать коммерческое обозначение, когда оно похоже или полностью совпадает с:
- товарными знаками, которые есть в госреестре;
- фирменными наименованиями;
- существующими коммерческими обозначениями.
Но есть сложность в том, чтобы отстоять права на коммерческое обозначение. Если владелец выявил, что его название используют незаконно, придется доказать в суде, что он сам имеет право на объект интеллектуальной собственности. А так как регистрация коммерческого обозначения не проводится, сделать это трудно. С товарным знаком иначе: правообладателю достаточно лишь продемонстрировать размер ущерба.
Коммерческое обозначение – самый уязвимый способ индивидуализации товаров и услуг
Все потенциальные проблемы с коммерческим обозначением можно предотвратить, зарегистрировав название как товарный знак.
Свидетельство на знак дает ряд преимуществ по сравнению с коммерческим обозначением:
- легче доказать факт незаконного использования;
- можно передать знак, не отдавая во владение все предприятие целиком;
- действие знака распространяется на всей территории страны и за ее пределами, если есть регистрация за рубежом;
- можно использовать несколько обозначений для продукции;
- срок возможного неиспользования знака дольше, чем обозначения: три года против одного.
Об особенностях защиты товарного знака и коммерческого обозначения подробнее узнайте у юристов.
Проверьте обозначение на вероятность регистрации в качестве товарного знака
Это совершенно бесплатно ▶▶▶
Также вам может быть интересно:
В чем отличие товарного знака от торговой марки? ▶▶▶
Как запатентовать название фирмы и логотип? ▶▶▶