Найти тему
Русская Майолика

Villeroy & Boch — стиль, пронесенный сквозь века

Villeroy & Boch — это элегантные произведения искусства и всегда стабильное качество, это одновременно художественные мастерские и высоко технологичное промышленное производство. Villeroy & Boch — это знаменитый бренд, известный во всем мире, прошедший за триста лет сквозь множество перипетий европейской истории, переживший кровопролитные войны на континенте и впитавший в себя лучшее, что было и есть в искусстве. Это традиции, закаленные временем и постоянная работа над новым, во имя красоты и гуманизма.

Одно из клейм компании Villeroy & Boch
Одно из клейм компании Villeroy & Boch

Первая мануфактура была построена семьей Бох в Люксембурге в городе Сетфонтен в 20 километрах от столицы. Пьер-Иосиф, сын Франсуа Боха, подает заявку в правительство за разрешением и становится единственным среди многих, кто получает такое разрешение от императрицы Марии Терезии. Императрица благоволит предприятию и дает высочайшее разрешение на название Manufacture Impériale et Royale.

Именно тогда было начато производство популярной по сей день во всем мире посуды серии Старый Люксембург (Alt Luxemburg) с характерным орнаментом brindille (веточки).

Сервиз серии Старый Люксембург (Alt Luxemburg) с характерным орнаментом brindille
Сервиз серии Старый Люксембург (Alt Luxemburg) с характерным орнаментом brindille

Эти орнаменты были разработаны Пьером-Иосифом Бохом в 1770 году. Сын Франсуа Боха Пьер был одаренным художником, с отличным чутьем предпринимателя,  поэтому он сделал целый ряд художественных керамических изделий, и запустил их в серию. Некоторые из них сейчас можно увидеть в Музее Керамики Метлаха, например, распятие со змеей, или цветочные кашпо в стиле рококо.

В 1797 году  бизнесмен Николас Виллерой приобретает гончарную фабрику в Валлерфангене. Он вызывает специалистов из Англии и Франции для модернизации производства и становится одним из первых производителей керамики, использовавших уголь в качестве топлива для печей. Подвергается модернизации и технология декорирования керамики. Прежде всего, он начинает эксперименты с английской техникой трансфер-принтинга (печать рисунка на керамике), что существенно удешевляет производство. 

В то время, как второе поколение семьи Бох достигает оптимального качества продукции, экспериментируя с материалами,  третье поколение делает решительный прорыв в технологии с Жаном-Франсуа Бохом — химиком, закончившим факультет точных наук Сорбонны. Жан-Франсуа разработал тип белоснежной керамики, очень похожей на фарфор, но значительно дешевле в производстве. Он открыл для своей компании практический способ демократизации фаянсовой посуды без утери ее качества и внешнего облика.  На первой торговой выставке в Берлине в 1822 году предприятие получило золотую медаль, которая стала началом множества национальных и международных наград.

Заводы Боха и Виллероя расположены не далеко друг от друга и обе компании весьма успешны на рынке.  Но для того, чтобы развиваться дальше и удачно конкурировать, прежде всего, с английскими высоко-технологичными производствами, которые уже разорили не одно предприятие (например, голландские мануфактуры) очевидно, что необходимо объединяться.

Так родилась Villeroy & Boch — компания, сочетающая в себе сильные стороны обоих предприятий: творческий талант, предпринимательский дух, инновационный потенциал и производственные мощности.

Компания стала одним из первых глобальных игроков XIX века. Это объединение было в впоследствии закреплено и семейными узами: кланы поженили своих детей и племянников, а фирма стала переходить по наследству. Дети учились в самых лучших учебных заведениях Европы, а в 1892 году к фамилии Бох была добавлена дворянская приставка «фон». Семейство Виллерой-Бох дало миру также больших художников — Анну и Эжена Бох (пятое поколение семьи), известных импрессионистов и друзей Винсента Ван Гога, написавшего портрет Эжена, который сейчас висит в музее Орсэ в Париже.

Среди интереснейших изобретений Villeroy & Boch в конце девятнадцатого века был фанолит (Phanolith) — полу-прозрачный фарфор, сочетающий в себе характеристики и преимущества яшмовой массы Веджвуда (jasperware)  и технологию pâte-sur-pâte — пат-сюр-пат или paste on paste — метод украшения фарфора, в которых рельеф, накладывается с помощью кисти на необожженную, неглазурованную керамику последовательными слоями белого шликера.

Фанолитовое панно Villeroy & Boch в технике pâte-sur-pâte
Фанолитовое панно Villeroy & Boch в технике pâte-sur-pâte

Создателем фанолита был художник-керамист Жан-Батист Шталь, возглавлявший секцию моделирования в Villeroy & Boch. Фанолит добился широкого признания на Всемирной Парижской выставке 1900 года, где Villeroy & Boch получили за него золотую медаль.

Второе гениальное изобретение Villeroy & Boch — это так называемая, «метлахская плитка». Под вдохновением археологическим находками римских мозаик, Евгений и его технологи начали экспериментировать с материалом для производства плитки. В итоге они разрабатывают производственный процесс, который позволяет производить плитку с феноменальной износостойкостью и сенсационно красивым внешним видом.

Метлахская плитка в особняке Давида Сараджишвили в Тбилиси (и на легендарном Титанике)
Метлахская плитка в особняке Давида Сараджишвили в Тбилиси (и на легендарном Титанике)

С 1852 года в Метлахе начинается изготовление плитки по мотивам античных мозаик, которая известна теперь всему миру под названием Mettlacher Platten.

Метлахская плитка в особняке Давида Сараджишвили в Тбилиси (и на легендарном Титанике)
Метлахская плитка в особняке Давида Сараджишвили в Тбилиси (и на легендарном Титанике)

Производство первоначально было ориентировано на посуду, но довольно быстро переориентировалось на изразцовые печи и изразцовую плитку для облицовки стен. Наибольший вклад в репутацию дрезденского завода сделала облицовка изразцами магазинов, например, молочная Пфунда сегодня одна из самых популярных туристических достопримечательностей города, благодаря изумительной красоты изразцовой плитке с тонкой ренессансной росписью на стенах.

Молочная  Пфунда в Дрездене
Молочная Пфунда в Дрездене
Керамические панно Villeroy & Boch в молочной Пфунда в Дрездене
Керамические панно Villeroy & Boch в молочной Пфунда в Дрездене

Кафе в Музее Керамики в Метлахе является почти точной копией этого исторического магазина молочных продуктов. 

Кафе в музее керамики в Метлахе
Кафе в музее керамики в Метлахе

Villeroy & Boch создает мозаичный пол для Кельнского собора — здания, имеющего национальное символическое значение. Во время перестройки собора в XIX веке за пять лет компания создала и уложила более 1300 кв. метров мозаики. 

Мозаичные полы Кельнского собора
Мозаичные полы Кельнского собора

В ателье Villeroy & Boch  производится в промышленных масштабах посуда и черепица, создаются многочисленные предметы, сделанные специально на заказ.

Изысканный фарфор Villeroy & Boch
Изысканный фарфор Villeroy & Boch

Компания становится поставщиком европейских правящих домов и высшего общества.

Ваза из каменной массы Villeroy & Boch
Ваза из каменной массы Villeroy & Boch

Поставляется архитектурная керамика для всемирно известных престижных помещений: Большой театр в Москве или замок принца Турн-и-Таксис в Регенсбурге.

В первой половине XX века Villeroy & Boch подхватывает движение Баухаус (Bauhaus) и элегантно роскошный стиль ар-деко, преобладающие в дизайне послевоенных двадцатых и тридцатых годов. Это также находит отражение в ассортименте компании. На рубеже века, Генри ван де Вельде — основатель Школы прикладных искусств (Kunstgewerbeschule), предтечи Bauhaus — создает дизайны для посуды и изразцовой плитки Villeroy & Boch. 

Плитка в стиле ар-нуво Villeroy & Boch
Плитка в стиле ар-нуво Villeroy & Boch

Баухаус – это художественная школа, основанная в 1919 году Вальтером Гропиусом. По своему типу и конструкции это было нечто совершенно новое в то время, поскольку в школе происходило слияние искусства и ремесла.

Плитка в стиле ар-деко Villeroy & Boch
Плитка в стиле ар-деко Villeroy & Boch

Фактически Баухаус это первая и очень успешная попытка создания промышленного дизайна на основах классического искусства и архитектуры, их трансформации через призму авангардных течений и веяний.

Стоит сказать и о Метлахском музее компании Villeroy & Boch, который обладает обширной коллекцией керамики, насчитывающей более 17 тысяч предметов.

Семья Villeroy & Boch, празднующая помолвку одной из дочерей. Керамическая скульптурная композиция в музее Villeroy & Boch в Метлахе
Семья Villeroy & Boch, празднующая помолвку одной из дочерей. Керамическая скульптурная композиция в музее Villeroy & Boch в Метлахе

Представляя в эффектных соотношениях традиции и новейшие разработки компании, экспозиция музея создает идеальные условия для ценнейших керамических экспонатов из последних пяти столетий, наглядно демонстрируя посетителям, что Villeroy & Boch удалось пронести стиль и элегантность сквозь века, развиваясь и держа высокую планку все триста лет своего существования. 

Адрес и контакты музея керамики
Villeroy & Boch в Метлахе:
D-66693 Saaruferstraße, Mettlach
Телефон: +49(0) 6864-81-1020
email: visit@villeroy-boch.de

____________________________________________________________________________

Подписывайтесь на наш Дзен-канал об изящном мире керамики!

Источник: КОМПАНИЯ VILLEROY & BOCH — СТИЛЬ, ПРОНЕСЕННЫЙ СКВОЗЬ ВЕКА