Прежде хочу напомнить о том, какие предложения дал московский ГУП «МосгортрансНИИпроект» по развитию сети тульского трамвая, документ опубликован на сайте администрации Тулы.
Развивать трамвайную сеть предложено в три этапа до 2032 года. Первым этапом предлагается построить две новые самостоятельные линии, одну по улице Оружейной до ул. Сурикова (район РТИ), вторую по улицам Хворостухина и Вильямса до Областной больницы. Вторым этапом планируется продлить пути в Заречье и построить еще одну связку трамвайной линии, идущей на Щегловскую засеку, теперь уже через улицы Вильямса и Кутузова. Третьим этапом предложено Областную больницу напрямую соединить с линией, проходящей по улице Плеханова.
Прежде всего, хотелось отметить про сроки. На дворе 2020 год, учитывая, что проектирование, разработка проектно-сметной документации и строительство занимает немало времени успеть реализовать все указанные предложения даже при желании невозможно. Более того, единственное ныне депо не сможет обеспечить выпуск на расширенную таким образом трамвайную сеть, поскольку имеются ограничения на количество обслуживаемых вагонов – максимум 150 единиц четырехосных трамваев. На запрос в администрацию города через официальную группу в социальной сети, о том нельзя ли ремонт улицы Максима Горького в Заречье совместить с продлением трамвайных путей, был получен ответ, в котором выражены сомнения в целесообразности данной работы и это при том, что это же заложено в перспективах развития тульского трамвая, о которых указано на сайте администрации… Как бы то ни было, ясно, что полностью предложения выполнены не будут, если вообще будет хоть что-то реализовано. Пока имеются лишь общие фразы о том, что трамвай городу нужен и его необходимо развивать…Чего больше отсутствия реального желания или средств – вопрос как говорится, интересный. Многим регионам, находясь в равных экономических и бюджетных условиях, удается каким-то образом решать вопросы с расширением сети.
Замечу сразу, что лично несколько раз прорабатывал направления расширения сети, корректируя в соответствии с текущей ситуацией, а также направлением развития города. На данный момент я, полагаю, стоит придерживаться предложений «МосгортрансНИИпроекта» с некоторыми корректировками.
Так развитее сети я разбил бы на несколько иных по времени этапов, включая ближний, средний и дальний. В ближней перспективе стоит учитывать факторы недостатка средств, неустойчивого экономического положения и отсутствие возможности существенно расширить мощности по обслуживанию вагонов, т.е. лимит задан проектной мощностью ныне существующего единственного трамвайного депо. Надо быть реалистами – спроектировать, построить, укомплектовать новое трамвайное депо город в ближайший 5 – 15 лет не способен, как бы нам этого не хотелось. Надо было держаться за ныне снесенное депо на Оборонной, пусть, даже оно было законсервировано. Но площадка утеряна. Учитывая эти факторы, предложил бы реализовать на ближайшие 10 -15 лет три мероприятия по расширению трамвайной сети – продление трамвайных путей до Петровского квартала в Мясново, продление трамвайных путей, проложенных по ул. Максима Горького до Малых Гончаров и строительство самостоятельной линии по улицам Хворостухина и Вильямса до Областной больницы с включением их в линию, проходящую по улице Кирова направлением на Щегловскую засеку. Разумеется, хотелось бы больше, но… надо быть реалистами, даже реализация подобного плана в текущей экономической ситуации была бы хорошим результатом и большим подспорьем для туляков. Также за 10-15 лет необходимо было бы довести парк вагонов до 150 одиночных вагонов или 120 одиночных и 15-20 трехсекционных сочлененных вагонов. Это предел использования мощностей депо в Криволучье. Параллельно задействовать развитие троллейбусной сети, чтобы в комплексе трамвай и троллейбус вернули себе статус основного городского транспорта. Здесь видится необходимость в выкупе линии в Пролетарском районе, продление ее первым этапом до микрорайона Левобережный через Восточный обвод с будущим продлением в южную часть города и созданием большого троллейбусного кольца через Центральный и Пролетарский районы города. Также можно вернуться к идее пуска троллейбуса по ул. Фрунзе, продления линии от Горелок до Красных ворот и строительство линии через перспективный мост через Упу, связывающий район Московского вокзала и Сахарного завода. Количество троллейбусов также могло быть доведено до 150 единиц.
Средний этап развития тульского трамвая, рассчитан на 15-20 лет, должен включать в себя проектирование и строительство второго трамвайного депо, возможно в Мясново. Новое депо должно быть рассчитано на эксплуатацию 150 одиночных и 50 трехсекционных вагонов. По мере укомплектования и введения в действие второго депо, имеет смысл продолжить расширение сети, в частности полностью реализовать предложения ГУП «МосгортрансНИИпроект» по развитию трамвая в Пролетарском районе. Линию по ул. Оружейной и Сурикова имеет смысл продолжить через будущий дублер проспекта Ленина до микрорайона на ул. Маргелова с выходом на существующую сеть в районе проспекта Ленина (Басово).
В дальней перспективе можно было подумать о связке трамвайной линией между собой Мясново и района Педуниверситета (южная часть города) через пос. Иншинский, а также связь Пролетарского района с Центральным через Восточный обвод.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора.
Другие материалы канала по теме транспорта:
Первая попытка брендирования тульских трамваев
Немного фотографий французских автобусов РЕНО в Туле
КТМ71-633. Вагон, который не был в регулярной эксплуатации.