У царя Тарапиды из города Шричандра был министр по имени Сумитра, который был преданным шраваком и регулярно совершал самайику, пратикраман и другие религиозные обряды. Их очень не любил царь, который однажды сказал: «Сумитра, почему вы без надобности обременяете себя этими бесполезными занятиями? Вы истощаете свое тело аскетизмом, но каков результат всего этого? Откажитесь от этих закидонов и наслаждайтесь жизнью ».
"Ваше Величество ! Вам следует расширить свое понимание моей духовной деятельности. Но вместо этого вы только обескураживаете меня. Это несколько неприлично с вашей стороны. Вы должны знать, что одни только добрые дела помогают мужчинам достичь истинного благополучия ».
«Сумитра! Если вы можете продемонстрировать мгновенно результат религии, тогда я могу согласиться с вами, но не иначе ».
«Сир! Сам факт того, что вы король, владыка такого богатства и несете ответственность за благополучие стольких людей, является величайшим доказательством практической полезности религии. Какое еще доказательство может быть лучше этого? »
«Ну, возьмем пример. Есть каменная плита. Она разрезана на две части. Одна используется для строительства лестницы, а на другой вырезан образ. Вы скажете, что на одной половине камня накопились грехи, а на другой - заслуги и благочестие? Отнюдь, как вы понимаете, кто-то король, кто-то министр, а кто-то просто слуга ".
«Сир! Нет никакого сравнения между жизнью и каменной плитой. Плита может быть разбита на множество частей, но не душа живого существа. У каждой души есть свои особенности и свое собственное существование, у каждой есть своя карма, и каждая является жертвой своей индивидуальной воли».
«Тем не менее, я не соглашусь, пока не стану очевидцем ее практической полезности».
Такие споры часто происходили между королем и министром, но ни один из них не сдавался.
Однажды случилось так, что министр, выполнив свои обязанности в суде, после сумерек вернулся в свою резиденцию. В тот день из двух недель чатурдаши (четырнадцатый) он постился. Но так как он не мог прийти вовремя, чтобы выполнить Паушадху, он в качестве искупления наложил на себя обет не выходить из своего дома ночью до восхода солнца и сел в Пратикраман.
Ночью прибыл гонец от короля с срочным вызовом министра, но министр сообщил о своей неспособности выполнить просьбу короля до рассвета. Король воспылал гневом из-за этого неповиновения со стороны министра и снова послал гонца с более строгим приказом, чтобы министр либо явился немедленно, чтобы присутствовать на неотложных государственных делах, либо ушел со своего поста и сдал печать.
Это было испытанием для Сумитры. Он подумал: «Нарушить обет - великий грех. Я в данный момент являюсь министром, и даже если должность уйдет, я могу снова получить аналогичную должность. Положение не имеет значения по сравнению с клятвой. Так что не стоит отказываться от клятвы».
Думая так, он не выполнил приказ короля. Посланник начал возвращаться, чтобы известить короля о позиции министра.
На обратном пути посланник думал: «Если бы я был министром ...», а затем он не понял, когда он начал говорить: «Я министр, я министр…»
Едва были произнесены эти слова, как поднялся шум:
«Ударь его, убей его! И в мгновение ока несколько вооруженных людей набросились на посыльного и заставили его лечь на землю. Они отобрали у него заявление об отставке и печать министра.
Когда весть о смерти посланника достигла царя, он сразу же вскочил с обнаженным мечом в руке. У него создалось впечатление, что Сумитра был причастен к убийству. На шоссе он встретил этих вооруженных людей, окружавших труп посыльного. Царь остановился и сказал: «Кто вы, товарищи? Почему вы убили моего человека? "
«Мы пришли из Дхарава, где правит король Сурсен. Нашей целью было убить министра Сумитру, который вымогает у нашего царя непомерную субсидию. Когда мы подошли сюда, этот человек кричал, что он министр, и наш гнев обрушился на него. Но теперь мы обнаруживаем, что он не был министром, и поэтому наши усилия были напрасными ».
Царь порубал их своим обнаженным мечом и поверг их мертвыми. Он подумал: «Хорошо, что Сумитра не пришел. Его клятва спасла его. В противном случае он стал бы жертвой мечей этих людей. Это должно быть результатом религии, и, как мне кажется, в этом есть некоторая практическая польза ».
Вместо того чтобы вернуться во дворец, царь направился прямо к дому свергнутого министра, которому он сказал: «Сумитра, сегодня я был свидетелем практической пользы религии. Если бы ты не был под обетом, тебя бы зарезали. И это было бы величайшей трагедией для королевства. Мне очень жаль, что я снял тебя с должности, но Я восстанавливаю тебя ».
Для Сумитры это был подходящий повод обратить царя на путь религии, и он сказал ему много мудрых вещей. Однажды царь встретил Ачарью Пурначандру, когда он принял обеты шравака. Это также повлияло на обсуждение в суде, который теперь фактически превратился в духовное собрание. По советам министра Сумитры царь сделал многое для блага своего народа.
I was an eyewitness to the practical utility of religion