Найти тему
The Challenger

Как начать разбираться в кино: инструкция для начинающих киноманов

Оглавление

Любите кино и хотите начать разбираться в фильмах, как профессионал? The Challenger вместе с доцентом ВГИК, руководителем мастерских режиссуры, основателем онлайн-школы «Миры экрана» Виталием Калининым рассказывают, как стать настоящим ценителем кинематографа. Не бойтесь, это не так сложно, как кажется!

Изучите классику

Полезно знать, с чего всё начиналось. Тем, кто вырос на цветном кино, может быть непросто смотреть чёрно-белые картины. Но попробуйте облегчить себе задачу. 

1. Начните с фильмов, которые опередили своё время

Как правило, они остаются актуальными и через многие годы после выхода, поэтому их интересно смотреть даже сегодня. Мы рекомендуем эти:

  • «В порту» — американская драма 1954 года о коррупции в профсоюзах портовых грузчиков с Марлоном Брандо в главной роли. 
  • «Бульвар Сансет» — фильм-нуар 1950 года американского режиссёра Билли Уайлдера о трагедии забытых «звёзд» Голливуда.
  • «Скованные одной цепью» — драматический фильм Стэнли Крамера, вышедший в 1958 году, в котором раскрывается история двух сбежавших заключённых.
  • «Гражданин Кейн» — американская драма 1941 года, первый полнометражный фильм Орсона Уэллса, который сам сыграл в нём медиамагната, умершего в гигантском замке. 

2. Найдите жанры, которые берут вас за душу

Допустим, это чёрные комедии. Обычно юмор в фильмах-нуар дополняется соответствующей мрачной картинкой и звуковым сопровождением, что не случайно — у каждого жанра свои законы. Классика нуара: «Мальтийский сокол» (1941), «Двойная страховка» (1944), «Мёртв по прибытии» (или D.O.A., 1950).

Если вам больше по душе фэнтези и научная фантастика, посмотрите фильмы «Вторжение похитителей тел» (1956) или «Невероятно уменьшающийся человек» (1957).

Фанатам хорроров стоит увидеть «Мумию» (1932), «Дракулу» (1931), «Франкенштейна» (1931) и «Жену Франкенштейна» (1935).

Поклонники документального кино просто обязаны увидеть «Человека с киноаппаратом» (1929) и «Ночь и туман» (1955).

Ну а история классического вестерна начинается с «Большого ограбления поезда» (1903).

3. Дайте шанс неизвестным, непопулярным и провокационным фильмам

Некоторые фильмы знамениты благодаря своей противоречивости. Например, к «Уродцам» 1932 года современники оказались не готовы. Фильм провалился в прокате, но почти через 30 лет, в 1961-м, был заново открыт и быстро приобрёл культовый статус.

Смотрите фильмы об истории кино

Своеобразный способ заглянуть на съёмочную площадку и узнать, как снимается кино — посмотреть фильмы о режиссёрах, актёрах и тех картинах, которые они сняли. 

Такие фильмы рассказывают о людях, о том, чем они известны и о ключевых моментах их жизни. Например, из фильма Тима Бёртона «Эд Вуд» c Джонни Деппом в главной роли вы узнаете об Эдварде Вуде-младшем — режиссёре, продюсере и сценаристе, снискавшем славу «худшего режиссёра всех времён и народов», о том, как он создавал образы героев своих картин и какими людьми себя окружал.

Иногда самые интересные истории о кино — те, которые случились на самом деле. Попробуйте также посмотреть документальные фильмы о Голливуде — таких снято немало. В них из интервью с режиссёрами и актёрами вы узнаете, как снимались ключевые сцены (обычно съёмки окружены интересными деталями) и другие подробности. Когда вы знаете, что за кулисами было не меньше драмы, чем в сюжете, знаете личные истории актёров, просмотр становится ещё увлекательнее. 

Изучите культовые картины

Кадр из фильма: «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая». Источник: kinopoisk.ru
Кадр из фильма: «Звездные войны: Эпизод 6 — Возвращение Джедая». Источник: kinopoisk.ru

Так называют фильмы, которым когда-то удалось наделать много шума (сейчас это назвали бы «хайпом») и создать вокруг себя сплочённую толпу фанатов. Такое кино редко добивается успеха у критиков, но именно его чаще всего косплеят на тематических вечеринках и пересматривают в компании почитателей. Вряд ли вам понравятся все, но фильм, сумевший заставить говорить о себе толпы людей, определённо стоит того, чтобы его посмотреть.

Узнайте больше об известных режиссёрах

Над фильмом работает огромное количество людей: сценаристы, актёры, монтажёры, продюсеры. Но главным ответственным за картину остаётся её режиссёр. Режиссёра фильма можно сравнить с автором книги: зная, что он снял, его стиль, качество его работ, вы примерно представляете, чего ждать от новой картины. А значит, вам будет проще:

  • найти фильмы, которые вам понравятся. Если вам пришёлся по душе один из фильмов Стивена Спилберга, то, скорее всего, вам понравится и другой. Список из нескольких любимых творцов позволит вам определить стили и жанры картин, которые будут вам интересны;
  • упорядочить фильмы в памяти. Вам не придётся помнить все их по отдельности, ведь вы будете знать, что ваши любимые «Таксист», «Казино», «Славные парни», «Волк с Уолл-cтрит», «Отступники» созданы одним и тем же режиссёром, Мартином Скорсезе;
  • отличить стиль любимого режиссёра от любого другого.
  • узнайте, кто режиссёр ваших любимых фильмов. Вспомните 10–15 кинокартин и выясните, кто снял каждую из них. Скорее всего, несколько будут созданы одним и тем же режиссёром. Если так, то вот он — режиссёр, стиль которого вам по душе. Изучите его фильмографию и посмотрите ещё пару-тройку его работ;
  • заведите привычку подмечать, кто режиссёр всякий раз, когда смотрите новый фильм. Если фильм вам понравился, поищите и посмотрите другие картины того же создателя;
  • изучите работы великих режиссёров всех времён. Вероятно, не все они вам понравятся, но определённо будет то, что вам откликнется. И снова — изучите фильмографию автора понравившейся картины и выберите что-то для просмотра;
  • почитайте интервью ваших любимых режиссёров и выясните, кто вдохновлял их. Многие режиссёры любят рассказывать о своих кумирах. Работы тех, кто вдохновлял их на создание шедевров, скорее всего, понравится и вам.
Мария Железнова, студентка режиссёрского курса В. С. Калинина «Миры экрана» школы кино
— Смотреть кино, читать книги о кино, ходить на выставки о кино — вот мои советы тем, кто хочет начать разбираться в теме. Могу рекомендовать книги Михаила Ромма «Беседы о кино и кинорежиссуре», Александра Митта «Кино между адом и раем», а также «Диалог с экраном» Юрия Лотмана и Юрия Цивьяна. Пробуйте снимать ролики сами — сейчас много устройств и приложений, в которых удобно монтировать. Ничего не бойтесь и не стесняйтесь.

Узнайте больше о вашем любимом фильме

Ищите информацию в Интернете и читайте о любимом кино. Так вы узнаете много интересных деталей и о фильме, и о его создателе. Например, если вы фанат «Сияния» Стенли Кубрика, вам интересно будет узнать, что Стивен Кинг посчитал этот фильм одной из худших киноадаптаций своих книг. Или, например, что роль жены главного героя требовала от Шелли Дюваль постоянного нахождения в состоянии стресса, в какой-то момент актриса больше не могла плакать. И тогда Кубрик потребовал, чтобы никто на съёмках не симпатизировал и не говорил комплименты Шелли. Режиссёр придирался к любым мелочам в её актёрской игре, постоянно поддерживая её во взвинченном состоянии.

Согласитесь, намного интереснее смотреть фильм, понимая, что происходило за кадром.

Понравилась статья? Ставь палец вверх и подписывайся на The Challenger в «Яндекс. Дзене»! И будьте здоровы!