Предыдущий источник: «Русскуий дух».
Читать книгу «Без присмотра» из цикла «Белослав Отмельной».
Поразительно, как на первый взгляд наше Средневековье не похоже на европейское. Если смотреть на эстетику, на предметы быта, на оставшиеся памятники архитектуры, то кажется, что вот два разных мира и вместе им не сойтись и не ужиться. Конечно, если присмотреться, разницы гораздо меньше, и известно, что в своём развитии разные государства переживают схожие этапы. Где поспешно, а где с опозданием одна эпоха закономерно сменяет другую. И для Руси когда-то настал момент перебираться в Новое время.
Дисклеймер: автор статьи отдаёт себе отчёт в том, что, рассуждая на исторические темы и собирая материал для книги, ставит игру своего воображения выше исторической достоверности, а также формальной логики и здравого смысла!!!
Признаюсь честно: фигура Ивана III, как источник вдохновения, привлекла меня не столько за счёт фактического исторического материала, сколько как образ, как пример того самого перехода из одной эпохи в другую. И я точно не уверен, является ли в русской историографии именно он главным символом этого перехода. Но почему-то вокруг его имени начали крутиться мои измышления, так что буду считать, что ответственным за связь моей книги с русской историей будет именно он.
Какие же признаки перехода от Средневековья к Новому времени меня заинтересовали — чётко выделяются для меня два — и как они связаны с именем государя прозванного потомками Великим?
Во-первых, это свойственная многим государствам процедура собирания земель. Да, пришло время феодалам и всяким знатным землевладельцам сквозь зубы принимать уже полноценную и стремящуюся к абсолютной власть свои монархов. У нас в тот период только-только завершилось татаро-монгольское иго, постояли напоследок на Угре — и будет. А как внешнего врага оттолкнули, так решили, что до следующего его прихода надо собраться, наконец, вместе, чтобы как в прошлый раз не вышло. Кое-кому такое объединение, кстати, было в радость. По тем временам это, можно сказать, инновация была — единым государством с общими законами да управленческой системой жить. Кто бедствовал или поблизости от врагов проживал, тем такое новшество очень, должно быть, приглянулось. А Новогодчине, например, с её богатствами и самостоятельностью привычной инициатива из Москвы как-то не понравилось. Но как ни сопротивлялись, пришлось влиться в течение времени. Объединились.
Вторым элементом того времени, который меня заинтересовал, был церемониал. Казалось бы, что тут особенного? Но очень уж сильную роль он сыграл в русской культуре, довольно двойственную. Наравне с именем Ивана Великого из истории мы также помним и имя супруги его, Софьи Палеолог. Была она племянницей последнего императора Византии, которая к тому времени уже свои дни доживала. И привезла царевна Софья со своей угасающей родины в наши края целую систему обычаев, правил и обрядовости, благодаря которым правитель в глазах подданных своих превратился из обычного человека в сакральную фигуру. Конечно, началось всё намного раньше, божественное происхождение своей власти тогда утверждал каждый порядочный монарх. Однако это обилие золота, украшений, этот многоэтапный ритуал для всего, что касалось правителя, которому теперь даже быстро ходить и прямо глядеть на своих подданных было нельзя, дабы не нарушить образа существа, находящегося ближе к Небесам, чем к бренной земле, происходит именно с тех времён.
И в цикле про Белослава Отмельного я стараюсь отразить похожий временной период. Очень занимательным мне кажется эта двойственность: объединение с помощью совершенствования и реформирования государства с одной стороны и создание образа полубожественного правителя — с другой. В Солессии — где действие цикла происходит — с этими нововведениями туго, сопротивляются многие таким преобразованиям, которые, понятно, тоже без сучка и задоринки проходить не могут. И глазами главного героя можно будет увидеть, как тяжело переход из одной эпохи в другую даётся.