Происшествие связано с исчезновением французского врача Ива Годара, его второй жены и их двоих детей в сентябре 1999 года. Ключи к разгадке тайны были постепенно обнаружены: следы крови были обнаружены в семейном доме недалеко от Жувиньи-сюр-Сёль в Кальвадосе, Нижняя Нормандия. Было установлено, что за несколько дней до обнаружения крови, Годар и двое его детей, отправились на парусной лодке, арендованной в Сен-Мало, Бретань. В течение следующих нескольких лет на северном побережье Бретани или в море были найдены различные объекты: спасательная шлюпка, документы, удостоверяющие личность, кредитные карты, череп одного из детей Годара и, наконец, кости самого Годара. Дело было закрыто 14 сентября 2012 года.
Исчезновение
В понедельник, 30 августа 1999 года, Ив Годар, 43-летний врач и иглотерапевт, в последний раз посетил своих пациентов в своей практике в Кане, Кальвадос, Нижняя Нормандия, Франция. На следующий день Годар отменил свои консультации, привел в порядок свои дела на своей практике и взял своих детей на рыбалку на прудах в Планквери, в шестнадцати километрах к западу от Жювиньи. 1 сентября он вышел на парусной лодке Jeanneau Sun Odyssey 30, с понтона E в порту Сен-Мало. На борту находились также дети Годара: Камилла (6 лет) и Мариус (4 года). Его жены Мари-Франс с ними не было. Годар сказал владельцу лодки, что хочет отправиться в круиз до Перро-Гирек и вернуться 5 сентября. Он купил чистящие средства и тряпки для пола в Сен-Мало перед тем, как отправиться в плавание, и оставил их в своем фургоне Volkswagen Camper, который он припарковал в порту.
2 сентября французские таможенники проинспектировали лодку между Кап д'Эрки и Кап Фреелем. Это была обычная проверка, и офицеры заметили, что в лодке спит один из детей. Когда поднялся ветер, лодка продолжила свое путешествие, не используя мотор. Один из таможенников был заинтригован поведением Годара и проверил его рассказ у судовладельца в Сен-Мало. После осмотра лодка Годара, кажется, оставалась на несколько дней у залива Бреек, между Плухой и Плуэзеком. Несколько свидетелей в Брееке видели лодку между 2 и 5 сентября. Среди них была продавщица вафель в небольшом порту, который официально засвидетельствовала, что Годар и его дети пришли купить у нее вафли 3 сентября. На следующий день лодка был замечена парой пешеходов возле Пуант-де-Минар в Плуэзеке, по всей видимости, уже брошенной.
Маленькая спасательная шлюпка с лодки была найдена рыбацким судном 5 сентября, в день, когда лодка должна была вернуться в Сен-Мало. Судя по всему, лодка была брошена в тридцати морских милях (34,5 сухопутных миль, 55,5 км) от Иль-де-Бац в округе Финистер. В лодке были куртка и чековая книжка на имя Годара. Заинтригованная морская жандармерия в Роскоффе начала расследование исчезновения. К 7 сентября Годар все еще не вернулся в Сен-Мало, где следователи обнаружили в его фургоне значительные следы крови и дозы морфина.
Это открытие заставило следователей оставить другие расследования и в плотную заняться делом исчезновения семьи Годар. 8 сентября следователи провели обыск в доме семьи Годар в Жувиньи, где снова обнаружили следы крови в ванной, гостиной и спальне родителей. 10 сентября началось судебное расследование убийства, в котором Годар был признан главным подозреваемым и был объявлен в международный розыск. Расследование в суде Сен-Мало возглавил судья Жерар Зауг. 16 сентября кровь, обнаруженная в фургоне, была идентифицирована как кровь Мари-Франс Годар, которую никто не видел с 31 августа.
Предметы, найденные после сентября 1999 г.
16 сентября, через одиннадцать дней после того, как была обнаружена лодка, моряки-любители у побережья Нормандских островов Гернси и Олдерни обнаружили спасательный жилет, который был с пропавшей лодки. Неделю спустя, 23 сентября, надувной спасательный плот с лодки Годара был обнаружен наполовину спущенным на пляже в заливе Лайм в Дорсете, Англия. Необычно было то, что брезентовый навес плота был отрезан и отсутствовал.
Хотя французские следователи склонялись к версии, что Годар убил свою жену, а затем сбежал, эти последние открытия внесли неразбериху в расследование. По мнению экспертов Французской военно-морской гидрографической и океанографической службы, эти предметы не могли быть принесены туда океанскими течениями: они должны были быть разбросаны намеренно. Кроме того, было отсоединено устройство аварийного надувания лодки. По заявлению производителя, лодка могла оставаться надутой всего 72 часа после того, как это устройство было снято.
16 января 2000 г., через четыре месяца после исчезновения семьи Годар, брезентовый мешок попал в траловую сеть рыбака у побережья Иль-де-Бац. В нем были многочисленные личные вещи, принадлежавшие всем членам семьи: одежда, водительские права, страховые документы, чековые книжки, все содержимое сумочки Мари-Франс Годар, бинокль и молоток.
6 июня 2000 года лодка, собирающая морские раковины, забросила сети вдоль дна залива Сен-Бриё у побережья Эрки. Среди ночи земснаряд поднял фрагмент человеческого черепа, который рыбак бросил обратно в воду. Через четыре часа появился еще один череп, который рыбак уже сохранил. Анализ ДНК показал, что это был череп Камиллы, дочери Годара. Научные аналитики IFREMER пришли к выводу, что череп находился на этом месте по крайней мере с февраля 2000 г. Это, казалось, подтвердило теорию о том, что лодка каким-то образом затонула, унеся жизни трех пассажиров. Район, в котором был найден череп Камиллы - недалеко от того места, где лодку осматривали таможенники 2 сентября 1999 года, - было прочесано минным тральщиком и французскими военно-морскими силами, но никаких следов лодки не было найдено.
Расследование и свидетели
Осенью и зимой 1999 года, после обнаружения значительных следов крови Мари-Франс Годар в семейном доме в Жувиньи, в этом районе были проведены широкомасштабные поиски ее тела. Эти поиски не принесли плодов и были приостановлены в середине января 2000 г. Они были возобновлены 27 января 2007 года, через месяц после объявления о смерти Годара. Следуя сообщению в анонимном письме, следователи обыскали кладбище в Лингевре, менее чем в пяти километрах от дома Годара. Там они обнаружили кости, которые, как утверждалось в письме, принадлежали Мари-Франс Годар. Однако анализ показал, что это неправда. Радиэстезист из Нормандии утверждал, что был автором анонимного письма.
14 октября 1999 года владелец гостиницы на острове Мэн заявил, что Годар и его дети останавливались в его отеле с 7 по 14 сентября. Это было первое из серии свидетельских показаний, в которых Годар и его дети находились в разных местах по всему миру. Сообщалось также о его наблюдениях на острове Льюис в Шотландии, в Южной Африке, в Майами и на Крите. В начале мая 2000 года расследования, проведенные на Мадейре, где Годар открыл банковский счет, не дали никаких результатов. С момента его исчезновения денежные средства не перемещались.
В 2011 году Эрик Лемассон опубликовал книгу L'Assassinat du docteur Godard (Убийство доктора Годара), которая пролила свет на новую теорию, касающуюся финансовых причин исчезновения, включая даже ссылки на мафию. В книге освещено несколько убийств людей, связанных с французским профсоюзом Confédération de défense des commerçants et artisans (Конфедерация защиты продавцов и ремесленников), в которой Годар играл очень большую роль.
Дело закрыто
14 сентября 2012 года следственный судья постановил закрыть дело. В своем заключении Александр де Бушер, прокурор Сен-Мало, заявил: «Единственная версия, которую мы можем исключить, - это то, что исчезновение семьи было простой морской катастрофой» и «даже если это наиболее вероятная линия расследования, мы не можем официально подтвердить, что Ив Годар убил свою семью: дело закрыто без предъявления обвинений».