Найти тему
Remont1969

Броня двуединой монархии. Часть 09. Rába Vr. 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone M.5/8 MP. 1925. Последний рыцарь империи.

Rába Vr/Зенитная пушка 8-см образца 1905/08 годов на шасси грузовика Raba V.

Страна производитель: Венгрия

Завод: Rаba Magyar Vagonеs Gеgyаr

Год выпуска: 1925-1928

Количество: 20+2(Прототипа)

Вооружение: 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone M.5/8 MP /8 cm kanon proti letadlům vz. 5/8

Экипаж: 6 чел

Боевая масса: 7500 кг

Где увидеть- только пушки 8 cm M 1905 LFA:

Австрия, Вена, Военно-исторический музей Heeresgeschichtliches Museum

Венгрия, Будапешт, Музей военной истории, Budapest, Hadtorteneti Muzeum. Расположена на бульваре замкового холма за зданием музея.

Италия, Роверетто, Italy Rovereto, Museo Storico Italiano della Guerra

-2
Венгерские источники традиционно начинают историю венгерской зенитной установки на шасси грузовика Raba V c 1919 года, когда по их мнению эти машины в составе отрядов правых вступили в бои с румынами, которых поддерживала Антанта. Можно предположить и такой вариант, но гораздо более вероятно, что эти зенитные системы были построены после 1925 года, после того как с Венгрии были в основном сняты ограничения по вооружению, наложенные в 1918 году, по которым им было запрещено иметь зенитную артиллерию вообще, а мобильную тем более. Так же сложно себе представить в условиях гражданской войны и интервенции производство достаточно сложных зенитных систем для боёв с румынской армией, которая практические не имела авиации, а ударной тем более.

В книге Hajdú Ferenc, Sárhidai Gyula "A Magyar királyi honvéd Haditechnikai Intézettől a HM Technológiai Hivatalig", рассказывающей об истории различных венгерских военных технических разработок приводится чертеж зенитной системы 1918 года, которая подписана как: Romfell 3 Ballonvadasz - то есть противоаэростатная пушка Ромфелль 3. Эта боевая машина очень похожа на Раба Vr, а пушка смахивает на одну из немецких зенитных начала войны. Можно предположить, что этот чертёж такой же фейк, как и другие чертежи боевых машин в этой книге, но построенная позднее в Венгрии система могла иметь в дизайн-проекте такой чертёж, учитывая конечно, что таких пушек у венгров никогда не было. Построенные в Венгрии зенитные машины Rába Vr использовали специальные зенитные орудия 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone M.5/8 MP, разработанные ещё во времена империи на богемской заводе Шкода в Пльзене.

-3
История 8-см зенитной пушки концерна Шкода началась в 1899 году когда австро-венгерский генеральный штаб решил, что старая концепция артиллерии устарела, и надо начать перевооружение в соответствии с новыми тенденциями - полевые пушки должны стать скорострельными, снаряды шрапнельными. Скорострельность пушки зависела не только от скорости заряжания, в конце 19 века она была связана скорее с тем, насколько быстро ствол возвращался в исходное положение и наводился на ту же цель. Пример подали французы, создав легендарную Canon de 75mm Modele 1897, затем российская армия приняла на вооружение знаменитую путиловскую трехдюймовку, возможно лучшую полевую пушку до начала второй мировой. Австрийцы планировали маневренную войну с активным использованием шрапнели в полевых сражениях. Имея собственные производственные мощности в виде концерна Шкода, австрийские военные неожиданно решили купить пушку у немецкого концерна Ehrhardt. Это было тем более странно, что германская армия не сильно планировала развивать полевую артиллерию 75-мм калибра. В 1901 году полученная пушка Ehrhardt 7,5-cm-Feldkanone Model 1901 была испытана в Австрии. В Германии пушка Эрхардта уступила в конкурсе более простой и более дешевой крупповской пушке 7.7 cm Feldkanone 96 neuer Art, и затем была доработана. На экспортном рынке орудие имела определенный успех. На испытаниях в Австрии пушка Эрхардта показала свое полное соответствие требованиям к современному скорострельному полевому орудию калибра 75-80-мм. В 1902 году была сформирована испытательная батарея для проверки тактических приемов применения современных пушек. Вот тут-то до менеджмента Шкоды и дошла вся тяжесть ситуации. Можно сколько угодно делать качественные огромные орудия, но полное перевооружение всей полевой армии принесёт гораздо больше денег. Включив все рычаги и влияние Шкода все таки добилась от Военного министерства отказа от прямой закупки германской техники.
-4
Но просто так, сохранив лицо, выйти из процесса не получилось, пришлось откупаться от Эрхардта, заплатив полностью за лицензию, но это было и к лучшему. Немецкая пушка была неплоха и в Богемии получили отличный образец современного орудия, на базе которого была спроектирована неплохая полевая скорострельная пушка, получившая обозначение 8cm FK M05. В 1908 году была создана модификация полевой пушки, приспособленная для применения в горных условиях. Орудие, получившее обозначение 8 cm FeldKanone M 05/08, могло разбираться на пять частей – щит с осью, ствол, люльку, лафет и колёса. Масса этих узлов была слишком большой, чтобы транспортировать их в конских вьюках, но их можно было перевозить на специальных санях, доставляя орудие на труднодоступные горные позиции. За время войны было выпущено примерно 3200 артиллерийских систем этого типа разными заводами. Неудивительно, что именно эта пушка с неплохой баллистикой, как и её "одноклассники" из Франции и России, использовалась в качестве импровизированной зенитной системы, а позже на ее базе были спроектированы и два типа уже специализированных зенитных орудий - тумбовая установка 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone M.5/8 MP, а затем и полевая зенитная система на специальном лафете.
-5
8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone 1905/1908
Год выпуска: 1917
Калибр 76.50 mm
Боевая масса: 2470 kg
Дтина ствола в калибрах 30.00
Масса снаряда: 6.4 kg (explosif) - 6.6 kg (shrapnel)
Начальная скорость : 500 m/s
Досягаемость : 7000 m
Диапазон углов наклона: -5 to +73 degrees
Разработанный на Шкоде лафет, сделал систему возимой, зенитная батарея перевозилась и устанавливалась на необходимую позицию с помощью лебёдок, но чаще всего позиции зениток были постоянными. Подобного типа лафет использовался и для адаптации и использования в качестве зенитных пушек российских расточенных трехдюймовок. Пушки были сформированы в четырехорудийные батареи для обороны населенных пунктов, мостов и вокзалов. Вторым вариантом была пушка, которая получила обозначение 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone 1914, которая имела специальный колесный лафет с большим углом наклона для зенитных целей. При всей изящности конструкции такого лафета вести зенитный огонь из нее было практически невозможно.
-6

После первой мировой войны на территории Венгрии сохранилось большое число полевых пушек и несколько батарей зенитных. Скорее всего в 1925 году венгры уже имели несколько проектов нового оружия, в том числе и зенитной пушки на шасси грузовика, для перевооружения своей армии, которая до этого находилась под контролем комиссии союзников. Конечно, можно предположить, что все зенитные пушки были спрятаны от комиссии, но есть информация о том, что большое число австрийских систем было примерно в это время было передано из Италии в Венгрию, в том числе и зенитные. Пушки 8 cm Luftfahrzeugabwehr-Kanone 1905/1908 получили в венгерской армии получили обозначение 14.M. Венгерские зенитные машины на шасcи Raba V получили обозначение Raba Vr - грузовик Раба военный зенитный.

-7

Общий проект пушки Raba Vr был схож с немецкими проектами - ось тумбы орудия расположена точно над задней осью грузовика. С обоих сторон откидываются по две опоры, которые обеспечивают устойчивость зенитки, борта в боевом положении так же откидываются и фиксируются в горизонтальном положении. Пушки были сформированы в батареи по 4 машины и служили в ПВО Венгрии до конца второй мировой войны. Считается что всего было выпущено 20 серийных машин и два прототипа. Есть предположение. что 2-я венгерская армия, отправленная под Сталинград, была вооружена в основном устаревшим оружием, которое, в том числе и зенитные системы на шасси Раба, были потеряны в степях под Сталинградом.

-8

Применение зенитных установок Rába Vr в 1944 году даже для заградительного огня было мало эффективным, высота досягаемости снарядов были ниже, чем высота полета бомбардировщиков, которые бомбили Будапешт, а для использования в оперативно-тактических целях скорострельность и органы управления зениток не подходили, они не позволяли обстреливать быстрые летящие цели. Все таки за 30 лет с 1914 и 1944 года прошло очень много времени. Ну а в качестве просто мобильной артиллерии эти боевые машины вполне могли применяться вплоть до капитуляции венгерской армии.

-9

Не удивительно, что не сохранилось ни одного экземпляра боевых зенитных машин на шасси Раба, в принципе как не сохранилось и вообще ни одной такой машины ни в одной стране мире. А вот сами пушки можно увидеть, возможно пушка, стоящая около музея в Будапеште или пушка в Военном музее в Вене были сняты с шасси Raba Vr, но точно это не известно.

1905 Skoda 8 cm Luftfahrzeug-Abwehrkanone M.05_08 M.P. Австрия Чехия Вена Музей Армии. Фотография Октябрь. 2015
1905 Skoda 8 cm Luftfahrzeug-Abwehrkanone M.05_08 M.P. Австрия Чехия Вена Музей Армии. Фотография Октябрь. 2015
Budapest Military Museum, фотография март, 2020
Budapest Military Museum, фотография март, 2020
Italy Rovereto, Museo Storico Italiano della Guerra, фото:  http://www.passioncompassion1418.com/
Italy Rovereto, Museo Storico Italiano della Guerra, фото: http://www.passioncompassion1418.com/

https://hungarianweaponryww2.wixsite.com/hungarianmilitaryww2/single-post/2018/03/29/SPAA-and-anti-aircraft-vehicles

https://delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz/fotoalbum/protiletadlove-delostrelectvo/8-cm-kanon-proti-letadlum-vz_-5_8_/

http://www.vhu.cz/rakousko-uherske-delostrelectvo-na-pocatku-valky-2-cast/

http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/hungary/raba_vr.htm

http://www.passioncompassion1418.com/

Jiří Janoušek - Československé dělostřelectvo1918 - 1939Vladimír Karlický - Československé dělostřelecké zbraněVHA Praha

Hajdú Ferenc, Sárhidai Gyula "A Magyar királyi honvéd Haditechnikai Intézettől a HM Technológiai Hivatalig"