Найти тему
ПролетКульт

"Новый быт" в Советской России в 1920-х годах.

Для многих из нас период 1920-х гг. ассоциируется с разгулом преступности, нэпмановским угаром, проституцией, бродяжничеством и беспризорностью. По большому счету, именно таким он и был. Но это была лишь одна из сторон жизни людей, оказавшихся на стыке двух эпох-имперского прошлого и советского будущего. Именно в это время велись оживленные дискуссии о том, каким должно быть «общество будущего», «социалистический быт», «новый человек» и т. д. Многие из экспериментов оказались несвоевременными или откровенно провальными, а часть - просто не удовлетворила новый режим, пришедший на смену НЭПу.

Одним из таких вопросов, активно обсуждавшихся в обществе была тема полового просвещения.

После Октябрьской революции традиционные семейно-брачные отношения были дискредитированы, из-за чего возникло огромное количество проблем, связанных с межполовыми отношениями. Идея наиболее воодушевленной части общества о том, что народ, победивший кровавый царский режим, будет лишен пороков, с треском провалилась. Все большее количество женщин и детей было вынуждено заниматься проституцией в качестве единственно возможной стратегии выживания, мужчины же совершали огромное количество преступлений сексуального характера. Связано это и с новой моделью брака, в котором женщина была защищена законодательно, могла в любой момент подать на развод и получать алименты. Так, до невероятных размеров выросло число изнасилований, в том числе групповых, что было несвойственно для имперского периода, когда проституция была официально разрешена. Апофеозом данного явления было Чубаровское дело 1926 года, по которому по обвинению в групповом изнасиловании было расстреляно 5 человек.

Проститутки, 1920-е годы.
Проститутки, 1920-е годы.

В стране была провозглашена «свободная любовь». Но и тут были двойные стандарты, потому что женщины, как ни парадоксально, оказались по ту сторону сексуальности. Любой отход от привычной морали клеймился обществом. Даже аборты, которые были официально разрешены, в том числе по причине высокой смертности среди женщин, совершавших аборты нелегально, осуждались и считались греховным, из-за чего женщины обращались не к профессиональным медикам, а к знахаркам, обещавшим конфиденциальность (из 100 нелегальных абортов - 4 оканчивались смертью женщины, а около 80% оказывались искалеченными до конца жизни). И даже ужасающая статистика и осуждение в обществе не спасли от так называемой «эпидемии абортов», случившейся в середине десятилетия. Стоит заметить, что официальная власть никогда не поощряла аборты. Для снижения статистики активно разрабатывались новые методы контрацепции (от презервативов и влагалищных колпачков до введения особых губок, пропитанных уксусом), которые не получили особого распространения. В периодической печати часто появлялись статьи, рассказывающие о последствиях абортов, методах контрацепции и т.п.

Плакат "Стой! Ночная панель", создан в 1929 году «Объединением художников-реалистов».
Плакат "Стой! Ночная панель", создан в 1929 году «Объединением художников-реалистов».

Чтобы не быть голословными, приведем небольшой текст, опубликованный в журнале «Работница» за 1928 год.

«Операция утюгом»
Я тебе, милая, это чисто обделаю, - говорила Носковой знахарка Русакова Варвара. Носкову тревожила мысль об аборте; беременности шел уже четвертый месяц.
- Устроишь, Варварушка? -беспокоилась Носкова.
- Устрою, голубушка, устрою, только…. - закатывала глаза знахарка, - дело это сурьезное, и нужно на него 3 рубля.
Носкова согласилась, пришла в условленное время к «операторше», отдав ей 3 рубля.
-Раздевайся.
Носкова послушно разделась.
-Ложись на пол, - командовала суровая Варвара.
Носкова легла на пол, а Русакова взяла утюг и из всей силы ударила женщину в позвоночную часть живота.
Если не поможет, - говорила Русакова, - денька через три приходи опять.
Утюжная операция не помогла, и через три дня Носкова вновь пришла к знахарке.
Раздевайся, ложись на пол, - снова приказывала смелая «акушерка» и снова взялась за утюг.
Удар на этот раз был так силен, что Носкова скончалась на месте, у нее остановилось сердце. Русакову судили, и нарсуд приговорил ее к лишению свободы на пять лет. Русакова подала жалобу в губсуд, потом в Верхсуд - не помогло.
Верхсуд учел социальную опасность этой абортистки и жалобу ее оставил без последствий.
Иллюстрация к статье.
Иллюстрация к статье.

В следующий раз мы поговорим об основных концепциях изменения межполовых отношений, которые активно обсуждались в период НЭПа.

Если вам понравился этот материал, подписывайтесь на канал и ставьте

-4