И так в Нагорном Карабахе боевые действия между Азербайджаном и Арменией набирали обороты, взаимные обстрелы территорий сопредельных приграничных районов, в том числе и с применением артиллерии, стали повседневной нормой.
На территории обеих республик кроме законных официальных Вооружённых Сил действовали и незаконные вооружённые формирования. С каждым днём становилось всё труднее и труднее поддерживать режим мирного сосуществования между Гедабекским районом Азербайджана и Красносельским районом Армении.
Военный Комендант Гедабекского района Азербайджана Алафсят Сеидов с трудом отклонял попытки осуществления различных вооружённых провокаций со стороны азербайджанских незаконных вооружённых формирований. Он действовал согласно полученных распоряжений из Министерства Обороны Азербайджана.
Но Сеидову нужно было построить взаимодействие ещё и с арямянской стороной, потому что для поддержания режима мирного сосуществования на территориях вышеуказанных районов было необходимо получить соответствующие гарантии от армянской стороны, необходимо было вести переговоры с армянскими коллегами.
Сеидов хотел иметь дело с профессиональными военными людьми, а именно, с Военным Комендантом Красносельского района Армении.
Но такого должностного лица в Красносельском районе не было. И только в на-чале марта 1992 года, приказом Министра Обороны Армении на вышеуказанную должность был назначен Михаил Сукясян.
СПРАВКА: в приграничных районах Азербайджана и Армении Военные Коменданты командовали не только всеми военными структурами, но ещё у них в оперативном подчинении находились местные территориальные органы МНБ и МВД, районные Военные Комиссариаты и Прокуратура района.
Если Алафсят Сеидов успел изучить военно-политическую и оперативную обстановку, произвести расчёты своих сил и средств, а также проанализировать разведывательную информацию в нормальном рабочем режиме, то Михаилу Сукясяну необходимо было делать ту же работу в авральном режиме. На него ещё и сверху давили, давай давай выправляй ситуацию, не позволяй подвергать опасности жизни 3000 арцвашенцев и жителей всего Красносельского района. Времени у Сукясяна не было. Нужно было действовать быстро и решительно.
Поэтому в первый же рабочий день Сукясян провёл расширенное совещание, на которое были приглашены командиры армейских подразделений, командиры добровольных отрядов самообороны, Военный Комиссар района, начальники РО ВД и РО НБ, Прокурор района и Главный врач райбольницы.
Выслушав доклады от всех подчинённых, сделав необходимые записи, Сукясян выехал в село Арцвашен через территорию Гедабекского района, где ему предстояло проехать азербайджанский блок-пост «Мутудара», к вечеру он вернулся в Красносельск и. ещё два дня анализировал полученные данные.
Таким образом в течение 3-х дней Сукясян полностью изучил оперативную обстановку в регионе, знал возможности своих сил и средств, и всё что возможно было узнать о сопредельной стороне.
На четвёртые сутки пребывания Сукясяна в должности Военного Коменданта Красносельского района, а именно в ночь с 5-го на 6-ое марта 1992 года произошёл обстрел территории анклавного армянского села Арцвашен азербайджанскими вооружёнными формированиями, с Божьей помощью арцвашенцы избежали людских жертв.
После обстрела азербайджанцы заблокировали село Арцвашен, перекрыли все пути въезда и выезда из села.
У Сеидова был приказ от руководства не снимать блокаду села до особого распоряжения.
Утром 6-ого марта Сукясян прибыл на азербайджанский блок-пост «Мутудара» и потребовал устроить встречу со своим азебайджанским коллегой. Через 15 минут состоялась встреча Военного Коменданта Гедабекского района Азербайджана Алафсята Сеидова с Военным Комендантом Красносельского района Армении Михаилом Сукясяном.
В процессе беседы Сукясян убедил Сеидова в необходимости снять блокаду села Арцвашен и дать возможность проехать к жителям села.
Так началось общение Алафсята Сеидова с Михаилом Сукясяном, а взаимопонимание между ними обеспечивало мирное сосуществование в регионе, в котором проживало 33 000 азербаджанцев, 27 000 армян, 10 000 русских, 10 000 курдов, езидов и др. национальных меньшинств.
Этот режим мирного сосуществования продержался до конца срока президентства Муталибова, то есть до июня 1992 года включительно.
За эти 4 месяца из Баку и Еревана наносились визиты высокопоставленных лиц в регион. Из Еревана Председатель Национального Собрания Армении, Министр Обороны Армении, два ГосМинистра. Из Баку зам Председатель парламента, Зам Председателя Совмина, зам Министра обороны.
Визитёры буквально молились на Военных Комендантов, чуть ли не умоляли их беречь мир в регионе, потому что надо было оставить хоть что-то, с чего можно было бы в дальнейшем начать переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).