Найти в Дзене

И спросила кроха: "Что такое хорошо, а что такое — плохо?"...

Прежде чем поставить рамки для своего ребёнка, нужно поставить их для себя. Но как это сделать? Казалось бы, простой вопрос: "Что такое хорошо, а что такое — плохо?", однако, ответ на него не так прост, как кажется. А ситуаций так и вовсе миллион. Как поступить в каждой из них? Ведь все ситуации никак не проработаешь, не отрепетируешь. Вот и приходится искать простые ответы.
Что плохого или хорошего в лужах? "Плохо" и "хорошо" — это, на самом деле, то, как мы к этой луже относимся. Вот для голубя лужа — это самое оно
Что плохого или хорошего в лужах? "Плохо" и "хорошо" — это, на самом деле, то, как мы к этой луже относимся. Вот для голубя лужа — это самое оно

На самом деле, хорошо — это когда хорошо себе и другим, а плохо - это когда плохо одному или нескольким людям. И нести добро — значит, сохранять баланс между "хорошо мне — хорошо другим". Например, когда мальчик ударил другого — кому мальчик сделал плохо? В данном случае всем — потому что ребёнку, которого он ударил, больно физически, а ему — морально, из-за внутренних переживаний, которые побудили его так поступить.

Как нужно было поступить? Нужно было, конечно, разобраться в конфликте. Почему мальчик ударил другого? Д может, тот его обидел как-то. Значит, нужно было сказать: "Я обижен на тебя, что ты так сделал", а другой — должен был извиниться. Либо общение, скорее всего, прекратится. В данном случае мальчик бы хорошо сделал обоим — себе, потому что высказал свои чувства, а другому - потому что позволил исправить положение и наладить общение.

Чему мы учим ребёнка, когда наказываем за то, что он ударил другого в посочнице? Мы учим его "твои чувства не важны, хорошо должно быть только другим". Чему мы учим его, когда говорим: "Правильно, что ударил. Он тебя обидел"? Тому, что чувства других неважны, важны только собственные. И то, и другое несёт зло. Надо решить ситуацию так, чтобы всем было хорошо — найти компромисс.

С чего же начать разграничивать для ребёнка эти "хорошо" и "плохо"? А начать нужно с себя. Со своих собственных установок. Скажем, плохо ли, на самом деле, бегать? Смотря куда, как быстро и что за место для бега ребёнок выбрал. Например, по дороге, по которой едут машины, определённо бегать не стоит. И тут мама, которая останавливает ребёнка, бегущего на дорогу, делает хорошо: ребёнку — потому что спасает его от машин, и себе — потому что успокаивается за ребёнка, когда останавливает его.

Но! Кому, например, мешает ребёнок, который бегает по площадке? А есть тревожные мамы, которые видят ужасное асфальтовое покрытие, и у них ёкает сердце: "А что, если мой ребёнок УПАДЁТ?". Давайте тут будет откровенно честны: если ребёнок упадёт на асфальт, максимум что будет — он оцарапает коленку (без учёта всяких бутылочных стекол, это уже дело случая). Оцарапать коленку — не так страшно, а вот получить опыт падения — это уже действительно важно.

Сегодня видела маму, которая не разрешала дочке наступить в грязь, потому что "иначе придётся идти домой". Кто, скажите пожалуйста, придумывает эти глупые правила?
Сегодня видела маму, которая не разрешала дочке наступить в грязь, потому что "иначе придётся идти домой". Кто, скажите пожалуйста, придумывает эти глупые правила?
И мама, которая кричит ребёнку, просто бегущему по площадке: "Не бегай!" делает плохо всем. Ребёнку — потому что не даёт ребёнку упасть, пережить опыт и успешно из него выбраться, и себе — потому что не даёт себе расти, перебарывая свою внутреннюю тревогу, превращая её в свободу и лёгкость. Вот что значит "хорошо" и "плохо". И ребёнок обязательно это примет и скопирует.