Найти тему
oil oily

Азбука картин. Как читать композицию_1

Ты прости,
Я это делаю,
Чтоб из частиц
Сложилось целое!
(
Би-2 "Над пропастью во ржи")

Для начала, что это такое - композиция? "Лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей. " (Вики)
Законы композиции-соединения существуют независимо от того, хотим мы этого или нет. Всегда есть порядок и ритм, даже если он - хаос и какофония (так иногда воспринимаются абстрактные картины).

Золото моря. Холст масло 50х50 Мария Иванова 2019
Небо переходит в воду, вода переходит в море, все движется, все меняется. Солнце далеко, золотые волны близки. А ведь это всего лишь плоский холст.
Золото моря. Холст масло 50х50 Мария Иванова 2019 Небо переходит в воду, вода переходит в море, все движется, все меняется. Солнце далеко, золотые волны близки. А ведь это всего лишь плоский холст.

У нас 2 глаза, каждый воспринимает изображение с разных точек зрения. Затем мозг складывает из них одну одну объемную картину. Поэтому мы воспринимаем мир объемным, 3D.
Картина - это холст, 2D. Третье измерение имитируется художником.

Человеческий глаз имеет свойство автоматически «наводиться на резкость» на тот предмет, на котором остановился взгляд. Это явление называется аккомодацией. Все остальное при этом мы видим расплывчато.

Вода Балтики. Холст масло 50х40 Мария Иванова 2020
Куда смотрят ваши глаза? Что фиксируют на картине?
Вода Балтики. Холст масло 50х40 Мария Иванова 2020 Куда смотрят ваши глаза? Что фиксируют на картине?

Человеческий глаз воспринимает мир в движении. Причем движущийся объект, увиденный нами, выделяется из общего сюжета мгновенно. Поэтому «размытость» и нерезкость ассоциируются у нас именно с движением.

Босиком по лужам. Холст масло 100х100 Мария Иванова 2020
Девочка бежит и подпрыгивает да же? Дождь тоже движется да же?
Босиком по лужам. Холст масло 100х100 Мария Иванова 2020 Девочка бежит и подпрыгивает да же? Дождь тоже движется да же?

У зрения человека есть свойство, называемое инвариантностью, то есть способностью человека видеть и опознавать объекты вне зависимости от их размеров, зеркального отображения, расстояния до них. Даже если что-то нарисовать так, что почти невозможно угадать, что это, то мозг соберется и перевернет, достроит, раскрасит изображение до узнаваемого и с радостью назовет. Наш анализатор увиденного полон шаблонов, собранных за нашу жизнь. Поэтому, чем больше мы смотрим и анализируем, тем больше шаблонов у нас в голове, тем быстрее мы ориентируемся в любой ситуации.
Например. Что это? (ответ в конце статьи)

Фрагмент триптиха. Холст масло Мария Иванова 2020
Фрагмент триптиха. Холст масло Мария Иванова 2020

Наше зрение имеет свойство «мысленно» продолжать контур предмета после его пересечения другими предметами - голографичность. Искусство намека: глаз видит границу контура там, где ее нет и в помине. Так можно даже создать бесконечную картину в одной картине.

Как установили физиологи, глаз человека при восприятии предмета скачала «обводит» его контуры, задерживаясь и возвращаясь к наиболее искривленным или содержащим линии пересечения деталям. Максимум внимания приходится на искривленные и перекрещивающиеся линии.
Подробнее о языке линий можно прочитать в другой
статье.

Человек может воспринять одновременно не более 6–7 элементов, распознавая незнакомый предмет за время, составляющее не менее одной четверти секунды. Мы воспринимаем все по очереди, но способны удержать в голове не более шести-семи объектов одновременно.

Без зрителя, его глаз, мозга, социального опыте на картине не возникнет ни движения, ни трехмерности, ни истинных размеров, ни эмоций. Чем менее образован человек, чем однообразнее место его проживания, тем менее он восприимчив к разнообразным оптическим иллюзиям.

Зачем это все: линии, цвет, композиция, оптические иллюзии, ритм и прочия и прочия? Каждый ищет свое. Я ищу возможность общаться с подсознанием, которое и говорит с нами на этих языках. Чтобы поняв, - помочь. Себе и другому. Тому, кому нужно.

Дописав до сюда, я поняла, что исчерпала лимит внимания своего и, наверняка, вашего. При этом я успела только поверхностно пробежаться по ключевым моментам человеческого восприятия композиции, построения картины.
Во
2 части я уже конкретно расскажу, как влияют на нас планы, точки зрения, ракурсы и т.д. и думаю, покажу даже, как это грамотно используется до сих пор в специальной живописи, например, в иконах.

А вот и ответ на "узнавание по фрагменту" (выше)

Воды Балтики. Триптих. Холст масло . 3х50х40 Мария Иванова 2020
Воды Балтики. Триптих. Холст масло . 3х50х40 Мария Иванова 2020

Спасибо, что дочитали до конца;)
Мария Иванова

-6