Ты прости,
Я это делаю,
Чтоб из частиц
Сложилось целое!
(Би-2 "Над пропастью во ржи")
Для начала, что это такое - композиция? "Лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей. " (Вики)
Законы композиции-соединения существуют независимо от того, хотим мы этого или нет. Всегда есть порядок и ритм, даже если он - хаос и какофония (так иногда воспринимаются абстрактные картины).
У нас 2 глаза, каждый воспринимает изображение с разных точек зрения. Затем мозг складывает из них одну одну объемную картину. Поэтому мы воспринимаем мир объемным, 3D.
Картина - это холст, 2D. Третье измерение имитируется художником.
Человеческий глаз имеет свойство автоматически «наводиться на резкость» на тот предмет, на котором остановился взгляд. Это явление называется аккомодацией. Все остальное при этом мы видим расплывчато.
Человеческий глаз воспринимает мир в движении. Причем движущийся объект, увиденный нами, выделяется из общего сюжета мгновенно. Поэтому «размытость» и нерезкость ассоциируются у нас именно с движением.
У зрения человека есть свойство, называемое инвариантностью, то есть способностью человека видеть и опознавать объекты вне зависимости от их размеров, зеркального отображения, расстояния до них. Даже если что-то нарисовать так, что почти невозможно угадать, что это, то мозг соберется и перевернет, достроит, раскрасит изображение до узнаваемого и с радостью назовет. Наш анализатор увиденного полон шаблонов, собранных за нашу жизнь. Поэтому, чем больше мы смотрим и анализируем, тем больше шаблонов у нас в голове, тем быстрее мы ориентируемся в любой ситуации.
Например. Что это? (ответ в конце статьи)
Наше зрение имеет свойство «мысленно» продолжать контур предмета после его пересечения другими предметами - голографичность. Искусство намека: глаз видит границу контура там, где ее нет и в помине. Так можно даже создать бесконечную картину в одной картине.
Как установили физиологи, глаз человека при восприятии предмета скачала «обводит» его контуры, задерживаясь и возвращаясь к наиболее искривленным или содержащим линии пересечения деталям. Максимум внимания приходится на искривленные и перекрещивающиеся линии.
Подробнее о языке линий можно прочитать в другой статье.
Человек может воспринять одновременно не более 6–7 элементов, распознавая незнакомый предмет за время, составляющее не менее одной четверти секунды. Мы воспринимаем все по очереди, но способны удержать в голове не более шести-семи объектов одновременно.
Без зрителя, его глаз, мозга, социального опыте на картине не возникнет ни движения, ни трехмерности, ни истинных размеров, ни эмоций. Чем менее образован человек, чем однообразнее место его проживания, тем менее он восприимчив к разнообразным оптическим иллюзиям.
Зачем это все: линии, цвет, композиция, оптические иллюзии, ритм и прочия и прочия? Каждый ищет свое. Я ищу возможность общаться с подсознанием, которое и говорит с нами на этих языках. Чтобы поняв, - помочь. Себе и другому. Тому, кому нужно.
Дописав до сюда, я поняла, что исчерпала лимит внимания своего и, наверняка, вашего. При этом я успела только поверхностно пробежаться по ключевым моментам человеческого восприятия композиции, построения картины.
Во 2 части я уже конкретно расскажу, как влияют на нас планы, точки зрения, ракурсы и т.д. и думаю, покажу даже, как это грамотно используется до сих пор в специальной живописи, например, в иконах.
А вот и ответ на "узнавание по фрагменту" (выше)
Спасибо, что дочитали до конца;)
Мария Иванова