КАНАКИ-меланоновокаледонцы, меланезийский народ, коренное население Новой Каледонии(владение Франции). Живут главным образом на востоке острова. Численность 60 тыс. человек. Включают группы: паичи (пааче), аджиё (хандж), харачуу (харасу), деху, ненгоне и др.
Канакские музыка и танцы в основном направлены на создание чувства общности людей. Искусство музыки и танца часто неразделимы в этих культурах. Характер меланезийской музыки и танца отражает понятие DO KAMO.
В разных случаях, когда большинство языков предполагает произнесение «я», «мне» «мое», но меланезийцы произносят «Do Kamo», что означает «живое существо», «то, что живет». Do Kamo – это и человек, и группа людей, и клан, и фетиш-змея на головном уборе вождя, к которому жена вождя обращается также «Do Kamo». В обществе принцип «Do Kamo» воплощает вождь. Его во многих обществах Меланезии выбирают по магической силе, которая вызывает уважение во всем обществе, она может быть в виде ораторского искусства, мужества, доблести, способности к садоводству. Часто подобный лидер накапливает большое состояние, поскольку ему приносят дары по любому значительному поводу, такому как постройка нового дома, рождение, похороны или религиозные обряды. При принесении даров традиционно исполняют танцевальный обряд под аккомпанемент ударных инструментов, сделанные из выдолбленных бревен.
В меланезийских церемониях есть два основных вида танцев: танцы воплощения и танцы участия. В первом типе танцор имитирует мифических существ или героев местных эпосов. Фактически танцор становится кем-то другим во время своего исполнения, которое напоминает потустороннее действо. Движения танцора ограничены ногами и раскачиванием тела. Руки в таком танце используются в основном для того, чтобы поддерживать огромную маску, которая является неотъемлемым атрибутом, или же для для игры на барабане.
Второй тип танца, танец участия, часто является продолжением предыдущих драматических церемоний, в нем люди, которые не выдают себя за духов, часто присоединяются к процессии и танцуют, повторяя шаги за главным танцором. В танцах, с помощью которых празднуют удачную охоту, войну, похоронный обряд или рождение ребенка, традиционно участвует вся община. При этом все люди используют одни и те же движения под аккомпанемент игры на барабанах и пения. Танцы всегда носят спонтанный характер, поэтому не требуют долгой и трудной тренировки. Их целью является не безупречное исполнение движений, а скорее создание общего ритма.
Антрополог и этнолог Морис Леенгардт (1878 - 1954), изучавшего меланезийский этнос канак в Новой Каледонии, подметил, что меланезийские юноши никогда не ходят по одиночке, всегда группами. И говоря о себе, они всегда повторяют «Do Kamo», что подразумевает их группу, как общее нерасчленимое существо. Даже на свидание с девушками меланезийские юноши ходили группами, равно как и девушки. Как происходят свидания, Леенгардт выяснить не смог. Дальше больше: оказывается у канаков нет представления об индивидуальном теле, тело для них – «одежда Do Kamo». Не более того. Отказываясь от личных местоимений, канаки вскрывают антропологические корни социума, то есть осуществляют такую форму познания, которая доступна в высших состояниях в буддизме.